Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему - КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему - КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

Цели: развивать умение отстаивать свое мнение с помощью аргументов; развивать навыки написания текста рассуждения; ознакомить учеников с основными научными заслугами А.Х. Востокова.

Методические приемы: лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочинения-рассуждения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, обозначьте части речи, сделайте морфологический разбор слова категория состояния.

Река вздулась бл...стящ...м бугром и угрюмую скату оторочило вор...тником белой пены. (А. Иванов.)

(Река вздулась блестящим бугром, и угрюмую скалу оторочило воротником белой пены.

Оторочило - категория состояния.)

II. Чтение и обсуждение текста “А.Х. Востоков” (упражнение 283)

Комментарий. Основная мысль текста: А.Х. Востоков внес огромный вклад в становление языкознания как науки.

III. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему

1. Обсуждение темы: “Правомерно ли выделять слова категории состояния в самостоятельную часть речи?”

(Обмен мнениями.)

2. Выбор типа текста: рассуждение.

3. Составление плана.

I. Тезис: категория состояния - самостоятельная (несамостоятельная) часть речи.

II. Доказательство (аргументы).

III. Вывод.

Комментарий. Аргументы против утверждения, что категория состояния - самостоятельная часть речи:

1) Состояние природы или человека можно описать не только с помощью категории состояния, но и с помощью других языковых средств: прилагательных, глаголов, наречий и т. д. (см., например, текст К. Паустовского “Обыкновенная земля”).

2) Ни одна часть речи не касается столь узкой области явлений действительности, как категория состояния: она описывает только состояние природы или человека.

3) Утверждается, что слова категории состояния не изменяются, хотя в некоторых случаях это не так: Меня знобит. Его знобило. Больного будет знобить.

4) Во многих случаях слова категории состояния выражаются безличной формой глагола (В окно дует. С утра печет, жарко.) или наречиями (весело, грустно, легко, хорошо и т. д.).

Вывод: слова категории состояния - не самостоятельная часть речи, а особая группа слов, выражающая состояние природы или человека.

Аргументы за утверждение, что категория состояния - самостоятельная часть речи:

1) Каждая часть речи имеет круг описываемых явлений действительности, категория состояния тоже.

2) Большинство слов категории состояния не изменяются.

3) Слова категории состояния имеют четко выраженную синтаксическую роль в предложении - являются сказуемыми.

4) Любое слово полностью проявляется только в предложении, в контексте. Слова категории состояния именно в предложении проявляются как самостоятельная, отдельная часть речи.

Вывод: слова категории состояния - самостоятельная часть речи, обозначающая состояние природы или человека.

4. Написание черновика сочинения.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение.






Для любых предложений по сайту: [email protected]