Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Предлог как часть речи - ПРЕДЛОГ
Цели: дать понятие о предлоге как служебной части речи; показать разнообразие отношений, которые они выражают.
Методические приемы: лингвистический разбор, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, словарная работа, выполнение упражнений.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Обозначьте части речи в предложении:
Через минуту дворцовые кареты поскакали во все стороны. (Ю. Олеша.)
Обратим внимание на предлоги через, во. Отметим, что последний предлог - вариант предлога в.
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказать об основных характерных особенностях служебных частей речи.
2. Прочитать придуманные предложения, содержащие все части речи, лучшие записать в тетради.
III. Изучение темы “Предлог как часть речи”
1. Анализ предложения из “Лингвистической разминки”.
- Уберем предлоги: минуту дворцовые кареты поскакали все стороны. Конечно, можно догадаться, что имеется в виду, но предлоги служат (служебная часть речи) для выражения зависимости слов в словосочетании и предложении, без них не обойтись.
2. Слово учителя.
- Предлог не так прост, как кажется. Он может маскироваться под другую часть речи. Взять хотя бы слово напротив:
1) Кинотеатр находится в доме напротив.
2) Напротив дома находится кинотеатр.
3) Ему хотелось смотреть дома телевизор, мне, напротив, хотелось в кино.
- Мы видим три разных значения одного и того же слова. Попробуйте определить эти значения и роль слова напротив в предложении. (1-е предложение - наречие-обстоятельство; 2-е - предлог, не является членом предложения; 3-е - вводное слово, не является членом предложения.)
3. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника - § 48, с. 132-133.
4. Вопросы на усвоение материала.
- Что такое предлог?
- Какие отношения выражают предлоги? (Временные, причинные, пространственные, целевые и т. д.)
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение 285: устный разбор, письменное выполнение.
2. Упражнение 286: конструирование словосочетаний.
3. Упражнение 287: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях).
Комментарий. Все возможные причастия и деепричастия от глагола объявить:
Объявивший, объявленный, объявлен, объявив.
Действительные и страдательные причастия настоящего времени, деепричастия несовершенного вида не образуются, так как глагол объявить совершенного вида (не путать с глаголом несовершенного вида объявлять]).
V. Словарная работа
- Запишите слова, помещенные в рамках на с. 133-134, придумайте с ними предложения, употребляя предлоги.
Резиденция, период.
Домашнее задание
1. § 48.
2. Упражнения 288, 289.