Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова
Слитное и раздельное написание производных предлогов - ПРЕДЛОГ
Цели: показать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов; научить отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи; развивать навыки анализа предложения.
Методические приемы: анализ сочинений, объяснения учителя, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений, словарная работа, лингвистический разбор, самостоятельная работа.
Ход урока 1
I. Чтение и обсуждение нескольких творческих работ
II. Изучение нового материала
1. Слово учителя.
Самое важное в этой теме - научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предложении. Сопоставим предложения, запишем их на доске и в тетрадях:
В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
В течение часа необходимо решить контрольную работу.
На слух первые слова каждого предложения совершенно одинаковы. Посмотрим, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделим словосочетания, определим падеж, где это возможно:
Встречается где? в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идет о течении реки.
Ворвалось куда? в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идет о течении жизни.
Решить когда? за какое время? в течение часа. Речь идет о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом: за час.
Вывод: в третьем случае перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом.
Предлог - неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток (за сутки), в течение жизни (за жизнь), в течение некоторого времени (за некоторое время). Ясно, что предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. Обратим внимание, что на конце этого производного предлога пишется буква е.
Попробуем первые слова второго предложения заменить на сочетание с предлогом: за жизнь - предложение потеряло смысл. Заменим второе предложение синонимичным:
Течение нашей мирной жизни неожиданно изменило тревожное известие.
Подробно разобрав один пример, мы получили ключ к логическим рассуждениям, необходимым при анализе предложений и слов, из которых они состоят.
Упомянем лишь, что производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно: бежать впереди паровоза (перед паровозом), пешеходы вышли навстречу друг другу (друг к другу). Слитное и раздельное написание производных предлогов придется запомнить.
2. Самостоятельное чтение и изучение теоретического материала учебника § 53, с. 142-143.
3. Словарная работа.
- Выпишем предлоги из § 53 в словарики, составим с ними словосочетания:
Слитно:
Направились навстречу приехавшим; неурожай вследствие засухи; антенна наподобие тарелки; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приема на работу; отказать ввиду отсутствия мест; вымой посуду вместо меня; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника.
Раздельно:
напишу в течение дня; познакомимся поближе в продолжение путешествия; опоздал по причине поломки автобуса; обмотал провод изолентой в целях безопасности; ветер со стороны моря.
III. Выполнение упражнений
1. Упражнение 308: комментированное письмо (выполняется на доске и в тетрадях); объяснение орфограмм; словообразовательный разбор и разбор по составу слова опасности.
2. Упражнение 309: комментированное письмо; применение знаний по синтаксической синонимии.
Домашнее задание
1. § 53.
2. Упражнение 311.
Ход урока 2
I. Лингвистическая разминка
- На прошлом уроке мы говорили о предлогах-синонимах. А существуют ли предлоги-антонимы? Приведите примеры тех и других.
Предлоги-синонимы: вследствие - из-за; около - у, в течение - в продолжение, за; наподобие - вроде; навстречу - к; со стороны - с; позади - за; благодаря - из-за и т. д.
Предлоги-антонимы: с - без; из - в; над - под; перед - позади; до - после; к - от и т. д.
II. Проверка домашнего задания
1. Рассказать о случаях слитного и раздельного написания производных предлогов.
2. Упражнение 311: проверка правописания слов с орфограммами по цепочке.
В это время ученик выписывает на доску словосочетания, в которых зависимое слово присоединено к главному при помощи предлога.
Комментарий. Вытащенные на берег; образовали на песке; заняться в такую погоду; нёсшийся с холмов; нёсшийся в пустоту; пребывание на воздухе; выманивали из дома; выходил на мостик; настланный по рядам; обнажённое у берегов; поспевающей за волнами; бежали с грохотом; бежали к горизонту; несущихся в отчаянии; несущихся к утешению.
III. Словарная работа
- Выпишите слова, помещенные в рамках на 143-144, составьте с ними предложения.
Впоследствии, фантазия.
IV. Самостоятельная работа
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте морфологический разбор предлогов. (Предложения записаны на доске.)
Примечание: после выполнения работы проводится разбор в классе.
(На)канунема...час футболист...ми обст...ятельно поб...седовал профе(с, сс)...опальный пс...холог пр...глаш...(н, нн)ый трен...ром в (з, с)борную ещ... в прошлом с...зоне.
Благодаря сказово... повествовани... у читателя возн...кает увере(н, нн)ость в правдивости поведа(н, нн)ой истори...
Только на гла...ких поверхн...стях краскаложит...ся ровно без полос и по...теков (по)этому подготовка стен должна быть очень т...ательной.
Ответы:
Накануне матча с футболистами обстоятельно побеседовал профессиональный психолог, приглашенный тренером в сборную еще в прошлом сезоне.
Благодаря сказовому повествованию у читателя возникает уверенность в правдивости поведанной истории.
Только на гладких поверхностях краска ложится ровно, без полос и потеков, поэтому подготовка стен должна быть очень тщательной.
Домашнее задание
1. § 53.
2. Упражнение 310.
3. Подготовка к практической работе.