Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге - СОЮЗ

Поурочные разработки по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова

Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге - СОЮЗ

Цели: развивать умение сопоставлять и рассуждать; совершенствовать навыки монологической речи, навыки написания сочинений-рассуждений.

Методические приемы: элементы сопоставительного анализа текстов; обмен мнениями по дискуссионной теме; составление плана сочинения-рассуждения, самостоятельная работа.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания

Упражнение 342: объяснение орфограмм и пунктограмм; в это время двое учеников выполняют на доске морфологический разбор союзов.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению

1. Сопоставительный анализ текстов (упражнения 342, 343), выделение главных мыслей.

Первый текст: “Книга - наш друг и советчик”.

Второй текст: “Книга предназначена для развлечения”.

2. Обозначение темы дискуссии.

Чтобы заострить дискуссию, выберем провоцирующую формулировку: “Книги предназначены для развлечения” или даже “Книги скоро станут не нужны”.

3. Обмен мнениями.

Вопросы для беседы и обсуждения:

- Для чего нужны книги?

- Как часто вы берете в руки книгу?

- Есть ли у вас любимые книги?

- Что полезного и важного дали вам книги?

- Любите ли вы отдыхать с книгой?

- Что вы предпочитаете делать в свободное время: гулять, играть в компьютерные игры, смотреть телевизор или читать?

Примечание. Важно четко определить тему дискуссии и стараться не отступать от нее. Учитель ведет дискуссию, выслушивая мнения учеников и предлагая комментировать высказанные положения. В том случае, если ученики явно склоняются в пользу основного тезиса первого текста, не желая “осложнений” с учителем, попробуем привести аргументы в пользу тезиса “Книга нужна лишь для развлечения” и попросим учеников опровергнуть или подтвердить этот тезис. Без разных мнений дискуссия не состоится.

4. Составление плана сочинения-рассуждения и его обсуждение.

- Попросим учеников самостоятельно составить план по знакомой уже схеме построения сочинений-рассуждений:

I. Тезис.

II. Доказательство (аргументы).

III. Вывод.

5. Написание черновиков сочинений-рассуждений, консультации учителя.

III. Написание сочинения-рассуждения

Домашнее задание

§ 61 - самостоятельное изучение теоретического материала.






Для любых предложений по сайту: [email protected]