Морфемика. Словообразование - Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Морфемика. Словообразование - Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Цели: повторить сведения по морфемике и словообразованию; совершенствовать навыки выполнения морфемного разбора, определения способа образования слова.

Личностные УУД. Воспитание внимания к слову. Формирование осмысленного отношения к учебной деятельности. Познавательные УУД. Анализ языковых явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение эффективно взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной деятельности.

Ход урока

I. Мотивационное начало урока. Получают задание записать слова под диктовку. Один ученик работает на доске.

Рассекреченная история, длина ткани, дорога длинна.

II. Проверка домашнего задания. Упр. 484 (по цепочке).

III. Повторение сведений по морфемике и словообразованию.

1. Беседа по вопросам:

— Что такое морфемика?

— Какие морфемы вам известны?

— Какие морфемы включает в себя любое слово? (Корень, основа.)

— Какие части слова служат для образования новых слов?

— Как не допустить ошибки при выделении окончаний слов? (Чтобы правильно выделить окончание слова, надо изменить его: учебниками — учебник, радостного — радостный, летаете — летаю.)

— Вспомните, слова каких самостоятельных частей речи не имеют окончаний. Приведите примеры. (Это несклоняемые имена существительные, например: кино, Сочи. Наречия вверху, интересно. Деепричастия думая, прочитав. Имена прилагательные и наречия, стоящие в простой форме сравнительной степени интереснее, выше, чётче.)

— Приведите примеры слов разных частей речи, имеющих нулевые окончания. (Помощь, лисий, папин, пять, читай, рисовал, прочитан.)

Ученики записывают в тетради примеры слов разных частей речи без окончаний и с нулевыми окончаниями.

2. Задание на выделение окончаний и основ. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой. Работу удобно выполнять в распечатках.

■ Доброта, слава, справа, читала, увлекалась, слева, синева, боа.

■ История, выбирая, Майя, маленькая, увеличивая, направляя, синяя.

■ Пальто, окно, переходило, весло, весело, подросло, кино, вышито.

■ Принесите, видите, вместе, поле, шоссе, дороже, шимпанзе, глубже.

■ Карась, наискось, ось, пронеслось, удавалось, покрась, изморось, удивляясь.

■ Вплавь, исправь, наклеив, красив, закипев, морковь, вновь.

■ Здоров, (пара) носков, (Юра) Носков, островов, каков, Яков, лесов, дров.

3. Работа с учебником. Ребятам предлагается выполнить упр. 485, 486. Тренировочным упражнениям предшествует восстановление в памяти сведений о способах образования слов.

IV. Домашнее задание. Упр. 489.






Для любых предложений по сайту: [email protected]