Синтаксис и пунктуация - Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Синтаксис и пунктуация - Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

Цели: повторить сведения по морфемике и словообразованию; совершенствовать умение разбирать слово по составу; вспомнить специальные морфемы, участвующие в образовании причастий и деепричастий.

Личностные УУД. Укрепление нравственных оснований личности. Познавательные УУД. Анализ изучаемых явлений. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания. Упр. 495 (по цепочке). По окончании проверки учитель даёт дополнительное задание:

— Объясните, чем различаются причастный и деепричастный обороты. (Причастный оборот относится к существительному. Деепричастный оборот относится к глаголу и, значит, к сказуемому.)

II. Повторение сведений по синтаксису и пунктуации.

1. Фронтальный опрос:

— Что изучает синтаксис? пунктуация?

— Какие единицы синтаксиса вам известны? (Словосочетание и предложение.)

— Что общего у простых и сложных предложений и чем они различаются? (Простое и сложное предложения являются синтаксическими единицами. Различаются они количеством грамматических основ.)

— С помощью чего связываются простые предложения в составе сложного? (С помощью союзов, союзных слов и интонации.)

— О каких видах сложных предложений шла речь в 7 классе? (О сложноподчинённых и сложносочинённых предложениях.)

2. Составление схем предложений.

1) Величественный памятник-ансамбль героям Сталинграда был открыт 15 октября 1967 года, и с тех пор Мамаев курган стал символом бессмертной славы ратного подвига. 2) Семь лет понадобилось талантливому ваятелю — народному художнику Евгению Вучетичу и его помощникам, чтобы на Мамаевом кургане возник этот грандиозный ансамбль.

3. Работа с учебником. Упр. 509. Выполняют самостоятельно с последующей проверкой. Упр. 513. Получают задание прочитать текст и определить, в каких предложениях недостаёт знаков препинания. Выполняют письменно.

4. Предупредительный диктант. На экран проецируется текст. Ученики читают его, объясняют условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания. Затем ученики под диктовку записывают предложения из текста (по выбору учителя).

■ Долгое время уникальный институт технического стекла работал как секретное предприятие. Как утверждают эксперты, в этом НИИ делают самую прочную и тонкую в мирестеклянную броню, не пробиваемую пулями, лишь слегка прогибающуюся под ударом молота.

Никто не брался воплощать наяву чудесное здание Телецентра “Останкино”. Ведь оно сплошь состоит из стекла и со всех сторон кривой формы. Говорили, что это сделать невозможно. А специалисты НИИ поразмыслили и собрали этакий стеклянный бублик из трёх частей.

Из удивительно прочного стекла делают также гвозди. Разработано и специальное устройство для их забивания. Они не окисляются, не ломаются и не ржавеют. Их можно использовать для крепления электрических проводов, на морских судах, в тропических странах, где коррозия разъедает металл. В музее института собрано много диковинных вещей, сотворённых умом и руками российских инженеров-стекольщиков. (По материалам журнала “Смена”)

III. Домашнее задание. Урок 137. Упр. 508. Урок 138. Упр. 512. Подготовиться к итоговому контрольному диктанту. Повторить правила написания н и нн в разных частях речи, не с разными частями речи. Вспомнить правописание наречий и производных предлогов. Уделить внимание правилам постановки запятых при причастном и деепричастном оборотах, пунктуации в сложном предложении. Дополнительно: найти и выписать пословицы и афоризмы о таланте, одарённости, вдохновении (задание к уроку 140).






Для любых предложений по сайту: [email protected]