Стили литературного языка - Тексты и стили

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Стили литературного языка - Тексты и стили

Цели: вспомнить разновидности стилей языка; совершенствовать навыки анализа текста; развивать устную монологическую речь; оттачивать орфографические и пунктуационные навыки.

Личностные УУД. Умение принимать и отстаивать свою точку зрения. Познавательные УУД. Обсуждение прочитанного. Восстановление целостной картины знаний по фрагментам. Коммуникативные УУД. Умение задавать вопросы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Ученики зачитывают составленные диалоги.

— Является ли диалог текстом? Докажите.

— В чём различие постановки знаков препинания при диалоге и прямой речи?

II. Повторение сведений о стилях литературного языка.

Учитель зачитывает приметы стиля, учащиеся определяют, к какому стилю относится эта характеристика. В слабом классе раздаются распечатки-подсказки, где содержатся сведения о стилях литературного языка.

1) Целью этого стиля является установление правовых отношений между государством и гражданами; управление, воздействие на эмоции и поступки читателей. 2) В этом стиле активно используются стандартные обороты типа стороны пришли к соглашению, права и обязанности сторон, справка выдана... в том, что. 3) Большую роль в текстах играют производные предлоги вследствие, в заключение, в течение, в связи с, за неимением. 4) Употребляются специальные слова, термины, называющие основные понятия какой-либо науки. 5) Отвлечённый, абстрактный характер этого стиля приводит к тому, что в текстах много существительных на -ость, -ение, -ание. 6) Логичность, доказательность, отсутствие эмоциональных оценок. 7) Характерно употребление эмоциональной лексики, слов и словосочетаний в переносном значении (нефть — чёрное золото), восклицательных, вопросительных и неполных предложений. 8) Вбирает в себя черты всех стилей.

III. Работа с учебником. Упр. 61 (устно), упр. 62 (устный анализ текстов).

IV. Дополнительное задание. Ученики списывают текст, далее следует взаимопроверка с использованием образца. Учащиеся задают вопросы, если написание какого- либо слова или постановка знака им непонятны. На вопрос отвечает учитель или кто-то из учащихся. Для ответа на вопросы можно также выбрать одного из учащихся, эксперта по данному тексту.

■ Греция зан..ма..т южную часть Балканского (полуострова. Сама пр..рода р..зделила Грецию на четыр.. части: северную западную восточную и южную. Это оригинальное разделение Греции всегда привлекало к ней взоры всей культурной части насел..ния з..много шара.

В Греции жил особе..ный народ — греки. Говорили они на мёртвом языке* и занимались соч..нением мифов о богах и героях. (По О. Мазневой)

* Мёртвый язык — язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам.

Ученики отвечают на дополнительный вопрос:

— Является ли данный текст образцом научного стиля? (На первый взгляд текст похож на научный: есть деление рассматриваемого явления на составляющие, повтор слов как средство связи, стандартные выражения — так называемые греки. В то же время, например, подразделение явления на составляющие либо не нужно, так как любую страну можно разделить на четыре части соответственно сторонам света, либо необъективно (говорили на мёртвом языке и занимались сочинением мифов о богах и героях). Таким образом, этот текст по форме соответствует научному стилю, а по содержанию нет. Значит, перед нами пародия — подражание, комическое подобие.)

V. Домашнее задание. 1) К § 10 “Закончите начатые высказывания” (устно). 2) Выбрать из газет, журналов публицистический текст и найти в нём приметы стиля (отметить прямо в тексте).






Для любых предложений по сайту: [email protected]