Действительные и страдательные причастия - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Действительные и страдательные причастия - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: закрепить знание актуального теоретического материала; дать представление о действительных и страдательных причастиях; учить находить действительные и страдательные причастия в тексте.

Личностные УУД. Умение работать самостоятельно. Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательных целей. Структурирование знаний. Коммуникативные УУД. Умение вступать в учебное сотрудничество с учителями и сверстниками.

Ход урока

I. Постановка целей урока. Ученики озвучивают свои варианты целей, сравнивают с теми, которые сформулированы учителем и записаны на доске.

II. Проверка домашнего задания. Проверочная работа на знание теории “Допиши предложение”.

Причастие — это...

Причастия бывают ... вида, ... времени.

Определяемое существительное — это...

Зависимое слово — это...

Причастный оборот — это...

III. Освоение нового материала. Работа с § 16. В связи с тем что изучаемая тема с трудом усваивается школьниками, рекомендуется представить информацию целостно и системно в виде таблицы, где отмечены все суффиксы, характерные для действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Обозначают признак предмета, который сам совершает действие

Обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета

Наст. вр.

-ущ- (-ющ-) — I спр.

-ащ- (-ящ-) — II спр.

несущий, поющий, держащий, смотрящий

-ом- (-ем-) — I спр.

-им- — II спр.

ведомый, читаемый, гонимый

Прош. вр.

Основа на гласный — -вш-

Основа на согласный — -ш-

прочитавший, нёсший

-ен(н)-, -н(н)-, -т-

увиденный, унесённый, прочитанный, вышитый

IV. Активизация и закрепление изученного. Упр. 99. Комментированное письмо. Упр. 100. Устное обсуждение, письменное выполнение.

V. Домашнее задание. § 16. Упр. 101.






Для любых предложений по сайту: [email protected]