Страдательные причастия прошедшего времени - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Страдательные причастия прошедшего времени - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: расширить представление о страдательных причастиях прошедшего времени; систематизировать знания о действительных и страдательных причастиях.

Личностные УУД. Осознанное отношение к учебному предмету. Формирование нравственных оснований личности. Познавательные УУД. Самостоятельное достраивание предложений с восполнением недостающих компонентов. Извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД. Умение формулировать вопросы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа. Дополняются предложения (устно):

Все причастия по значению делятся на ...

Действительные причастия обозначают признак.

В образовании действительных причастий настоящего времени участвуют суффиксы...

Написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени зависит от.

Страдательные причастия обозначают признак...

Написание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени зависит от...

Один ученик является экспертом по упр. 122. Класс задаёт ему вопросы о написании того или иного слова, об условиях выбора орфограммы, просит назвать слова с суффиксом -ем-, слова с суффиксом -ющ-.

II. Словарный диктант. Слова записаны в столбик на доске:

■ 1-й вариант: снимающийся с як..ря; пр..держать открывающуюся к..литку; вер..щий в (сч, щ)астье; с утра б..здельнича..щий; пр..сутству..щий на собран..и; кле..щий г..рлянду; та..щий в дымке п..йзаж; выд..ля..щаяся красотой б..р..ста; (ни)чего не знач..щая оценка; в..роча..мый с усил..ем; отмеча..мый в журнале; тревож..мый обст..ятельствами; удержива..мый от п..ступка.

■ 2-й вариант: двига..щийся по пр..мой; помн..щий о р..дителях; вывалива..щийся из рук п..кет; затева..щий ссору; пряч..щийся за к..ло(н, нн)у; тревож..щая душу музыка; движ..щийся в туман.. п..ром; вп..чатля..щий п..ртрет; оглуша..мый грох..том; склеива..мый учен..ком; знач..мый для пр..сутству..щих; отдава..мый без сож..ления; слыш..мый кем(то).

III. Освоение нового материала.

1. Работа по вопросам к таблице из § 21.

2. Наблюдение над лингвистическим материалом. Ученики получают задание назвать прилагательные и причастия.

Работа, выполненная до конца, всегда приносит радость. Не бывает людей обыкновенных. На песчаной отмели валялись фантики, пакеты и бутылки. Сломанная скамья совсем не украшает парк.

Отвечают на вопрос:

— Для чего нужно уметь различать прилагательные и страдательные причастия прошедшего времени? (Из проанализированного языкового материала видно, что написание н и нн в причастиях и прилагательных производится по разным правилам.)

IV. Активизация и закрепление изученного. Упр. 124. Начинают выполнять под руководством учителя, заканчивают самостоятельно. Упр. 127. Комментированное письмо.

V. Домашнее задание. § 21. Упр. 125.






Для любых предложений по сайту: [email protected]