Выборочное изложение - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Выборочное изложение - Причастие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: учиться выбирать материал из текста в соответствии с поставленной задачей; совершенствовать умение письменно излагать текст по памяти.

Личностные УУД. Оценивание содержания с нравственной и эстетической позиций. Познавательные УУД. Поиск и отбор информации. Расширение круга фоновых знаний. Коммуникативные УУД. Умение полно и точно выражать свои мысли.

Вариант урока 1

I. Вступительное слово учителя. Учитель напоминает, что при написании выборочного изложения не нужно подробно пересказывать весь текст. Выбирается лишь информация, которая раскрывает указанную тему. Текст пересказывается от третьего лица. Для написания изложения на уроке предлагаются темы, связанные с описанием внешности персонажей, — “Портрет мальчика и мужчины”, “Отец”, “Сын”.

II. Работа с текстом. Ученики находят слова со звёздочками (хутор, кисет), узнают значение в словаре. Отвечающий выразительно читает текст.

— Какова тема текста? О чём задумывается автор? (В тексте описана встреча рассказчика с мужчиной и мальчиком. Автор замечает контраст во внешности взрослого и ребёнка; удивляется человеческому портрету, тому, как прожитое читается во взгляде; задумывается, насколько удивительна судьба каждого человека.)

— Определите тип речи текста. (Повествование с элементами описания.)

— Определите стиль текста. (Художественный с элементами разговорного в диалогах.)

— Какими художественными приёмами пользуется автор? (Эпитеты: устало, сутуловатый, приглушённо, неизбывной смертной тоской. Сравнения: светлыми, как небушко, глазами; глаза, словно присыпанные пеплом. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: небушко, баском, сынок, ручонку. Риторические вопросы: Видали вы когда-нибудь глаза...; диалоги.)

— Значение каких слов в тексте вам непонятно?

— Как вы представляете себе длиннополую курточку, подбитую лёгкой, поношенной цигейкой?

Учитель сообщает, что это верхняя одежда, курточка, возможно, до колен, подшитая снизу гладким овечьим мехом.

Если время позволяет, можно организовать работу со словарём.

* Цигейка — мех, выделываемый из шкуры овец цигайской породы; гладкий, мягкий.

* Подбитый от глаг. подбить — подшить с изнанки, сделать подкладку из чего-либо.

* Длиннополый, т. е. с длинными полами. Пола — одна из половин распахивающейся спереди одежды.

III. Составление плана описания внешности. Заполняется таблица.


Мальчик, сын

Мужчина, отец

Рост

маленький, лет пяти или шести

брёл высокий, сутуловатый; сидя сгорбился

Руки

розовая холодная ручонка

большая, чёрствая рука; положил на колени тёмные руки

Глаза

светлые, как небушко, белёсые брови

словно присыпанные пеплом, наполненные неизбывной смертной тоской; в них трудно смотреть

Одежда

просто, но добротно; длиннополая курточка, подбитая лёгкой, поношенной цигейкой; крохотные сапожки с расчётом; искусный шов на рукаве


Учитель обращает внимание учеников на написание слов расчёт, искусный, шов, ручонка, цигейка. Учащиеся объясняют написание слов с нн: длиннополая, поношенной, присыпанные, наполненные. При необходимости проговаривается (в форме беседы), с чего начинается изложение, что пишется в основной части и чем заканчивается.

Вариант урока 2

Цели: учиться связно и грамотно излагать содержание текста; описывать внешность человека; употреблять причастия и причастные обороты в тексте.

Задание 1. Изложите содержание близко к тексту. Дополните текст описанием внешности старшей сестры (3—4 предложения). Подумайте, какой у неё был взгляд, какая причёска, какие фигура и движения. Рекомендуется использовать материал опорной схемы 2.

Задание 2. В слабом классе можно предложить выборочное изложение. Учащиеся придумывают название и создают текст от третьего лица, где сосредоточивают внимание на том, как выглядела младшая сестра, на которую обратила внимание учительница.

Чтобы ученики отчётливее представили себе внешность и поведение старшей сестры, можно познакомить их с историей семьи, изображённой в рассказе Д. Рубиной “Уроки музыки”.

■ Вечером я стояла в прихожей, освещённой пронзительно-красным светом, и хмурая девочка лет двенадцати искала для меня тапочки. Наконец она вытащила из-за дверистарые клетчатые тапки и бросила их передо мной:

— Не стойте босиком.

И тут я заметила девочку помладше, выглядывавшую из комнаты. Она смотрела на меня с тихой улыбкой. Взгляд её блестящих прозрачных глаз был очень ласковым.

Отвыкшими пальцами я взяла минорный аккорд и нажала ногою педаль. Печальное созвучие задрожало в воздухе. Я заиграла “Фантазию-экспромт” Шопена. Эту нежную мелодию я любила и помнила всегда.

Так начались мои занятия с Кариной. Сёстры, внешне очень схожие, отличались друг от друга выражением лица. У старшей оно было самостоятельным и решительным. По влюблённо-доверчивому лицу младшей блуждала улыбка. Пока я занималась со старшей, угрюмо смотревшей в ноты и выстукивавшей мелодию, младшая стояла рядом, прижавшись к полированному боку инструмента, и серьёзно смотрела на клавиши. А когда замечала мой беглый взгляд на себе, то смущалась. Она преклонялась перед этими звуками, перед чёрно-белой клавиатурой, перед самим фактом занятий. Она улыбалась мне светлой, доверчивой и счастливой улыбкой. (170 сл.)






Для любых предложений по сайту: [email protected]