Деепричастие как часть речи - Деепричастие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Деепричастие как часть речи - Деепричастие - Морфология и орфография. Культура речи

Результаты обучения. Личностные. Понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования. Осознание русского языка как явления национальной культуры. Расширение словарного запаса учащихся. Метапредметные. Способность извлекать и усваивать информацию из учебника и других источников. Умение воспроизводить прослушанный и прочитанный текст. Умение выступать перед аудиторией сверстников. Способность осуществлять речевой контроль в процессе учебной деятельности. Участие в речевом общении на учебные темы. Предметные. Опознавание и анализ деепричастий в тексте. Употребление деепричастий и деепричастных оборотов в речи. Проведение различных видов анализа слова (морфемного, морфологического). Выполнение синтаксического анализа предложения.

Урок 51. Деепричастие как часть речи

Цели: дать представление о деепричастии как части речи; показать общее между деепричастием и глаголом, деепричастием и наречием; учить отличать деепричастие от других частей речи.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Извлечение информации. Анализ объектов. Коммуникативные УУД. Участие в коллективном обсуждении.

Ход урока

I. Освоение нового материала. Школьники знакомятся с материалом § 28, отвечают на предложенные в учебнике вопросы. Учителю рекомендуется дополнить материал этого параграфа, назвав специальные вопросы, которые задаются к деепричастию, — что делая? что сделав?

II. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 181. Устный разбор с последующей записью и объяснением орфограмм. Упр. 182. Устно.

2. Нахождение грамматических ошибок. Ученики получают задание найти в тексте ошибки. Форма работы — фронтальная. Попутно происходит запись исправленных вариантов. Учитель подчёркивает, что действие, выраженное деепричастием, относится к подлежащему.

Написав объявление о пропаже щенка, у меня разболелась голова. Отдохнув у бабушки, мне очень захотелось встретиться со своими школьными друзьями. Пробежав два километра, у меня сердце готово было выпрыгнуть из груди. Переехав границу, у нас с родителями начались бесконечные приключения. Прочитав книгу о Валерии Чкалове, у брата возникло стойкое желание стать лётчиком.

III. Тестовые задания.

1. Укажите, признаки каких частей речи совмещает деепричастие.

а) глагола и прилагательного

б) глагола и причастия

в) глагола и местоимения

г) глагола и наречия

2. Отметьте неверное утверждение.

а) Деепричастия не спрягаются.

б) Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.

в) Деепричастия изменяются по временам.

г) Деепричастия всегда относятся к глаголам.

3. Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия.

а) сказуемым

б) определением

в) дополнением

г) обстоятельством

4. Укажите предложения с деепричастиями совершенного вида.

а) Священную память храня обо всём, мы помним холмы и просёлки родные.

б) Если Волга разольётся, трудно Волгу переплыть.

в) Луч солнечный, проскользнув под штору, до подушки дотянется, жёлто-рыжий.

г) Майскими холодными ночами, отгремев, закончились бои.

д) И парус, как пёрышко воткнутый в волны, белеет.

IV. Домашнее задание. § 28. Упр. 183.






Для любых предложений по сайту: [email protected]