Лексика и фразеология - Повторение изученного в 5-6 классах

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Лексика и фразеология - Повторение изученного в 5-6 классах

Цели: вспомнить основные лексические и фразеологические понятия; продолжить работу по орфографическому и пунктуационному разбору.

Личностные УУД. Воспитание интереса к русскому языку. Познавательные УУД. Анализ явлений. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Умение ясно и точно выражать свои мысли. Умение вступать в диалог и вести беседу.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Упр. 10 (по цепочке). В качестве вывода учитель даёт задание рассказать, на каком основании ставится запятая в сложном предложении.

II. Орфографическая разминка. Ученики вставляют пропущенные буквы, обозначают условия выбора орфограмм. Один работает на доске, остальные — в тетради.

Л..ксическое зн..чение, одн..знач..ные сл..ва, с..нонимы, ..нтонимы, ..монимы, уст..ревш..е слово, н..ологизмы, арх..измы, профессионализмы, фр..зеол..гизмы.

III. Повторение сведений о лексике.

1. Работа по вопросам и заданиям к § 3.

2. Упр. 13. Ученики определяют значения выделенных слов; подбирают к ним синонимы и антонимы; записывают слова с пропущенными буквами. Упр. 15. Устное выполнение, фронтальная работа.

IV. Повторение сведений о фразеологизмах.

1. Беседа по вопросам:

— Что такое фразеологизм?

— Как называется наука, изучающая фразеологизмы?

— Что объединяет фразеологизм со словом? (Фразеологизм обладает лексическим значением, является одним членом предложения.)

— Чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний? (Сравните: Биться как рыба об лёд — удариться об лёд. Закадычный друг — преданный друг.)

2. Упр. 16. Находят фразеологизмы; объясняют орфограммы; пишут диктант с последующей взаимопроверкой.

V. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

— Являются ли синонимами слова белый и белизна? Почему? (Нет, они относятся к разным частям речи.)

— Как по словарной статье отличить многозначные слова от слов-омонимов?

— У каких групп слов ограничена сфера употребления? Приведите примеры устаревших слов и неологизмов.

VI. Домашнее задание. Упр. 14.






Для любых предложений по сайту: [email protected]