Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Разряды наречий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: познакомить с разрядами наречий; учить различать наречия по значению; определять синтаксическую роль наречий.
Личностные УУД. Укрепление нравственных основ личности. Познавательные УУД. Извлечение и структурирование информации. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход уроков
I. Лингвистическая разминка. Записывается в тетрадях предложение, выполняется его синтаксический разбор.
Художник наблюдает события жизни долго и настойчиво, а потом, создавая живописное полотно, он приказывает времени: “Мгновение, остановись!”
II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос по § 34. Упр. 222 (по цепочке).
III. Освоение нового материала. Слово учителя. На предыдущих уроках говорилось о роли наречий в тексте, о том, что без них невозможно обойтись, когда нужно указать направление (справа, внизу, сверху, далеко), временную отнесённость (вчера, завтра, долго), степень наличия признака (очень, мало, чрезмерно). В сущности, речь идёт о разрядах наречий, число которых достаточно велико. Знание разрядов наречий поможет узнавать эту часть речи среди других в предложении, точно определять синтаксическую функцию наречий. Ясное представление о разрядах наречий даст таблица, которую предстоит составить, опираясь на материал учебника.
Учащиеся заполняют таблицу под руководством учителя (примеры берутся из учебника и дополнительного материала).
Разряды наречий по значению |
|||||
Образа действия |
Меры и степени |
Места |
Времени |
Причины |
Цели |
Как? Каким образом? |
Сколько? Во (на) сколько? В какой степени? |
Где? Куда? Откуда? |
Когда? С каких пор? До каких пор? |
Почему? |
Зачем? |
Пешком, налегке, вприпрыжку |
Вдвое, слегка, едва |
Туда, везде, недалеко |
Вечером, потом, смолоду |
Сгоряча, со зла, сослепу |
Наспех, насмех, зря |
■ Дополнительный материал: 1) У милого дитяти много имён. 2) Кто детям потакает, тот потом слезу проливает. 3) Яблоко от яблони недалеко падает. 4) Не руби сгоряча, не говори со зла. 5) Вперёд не забегай, а от своих не отставай! 6) Без хлеба куска везде тоска. 7) Говорит направо, а глядит налево. 8) Сделаешь наспех — людям насмех. 9) Сослепу слона не приметил. 10) Умную голову почитают смолоду. 11) Сделал дело — гуляй смело. (Пословицы)
IV. Активизация и закрепление изученного. Упр. 224. Комментированное письмо. Упр. 228. Самостоятельное выполнение с последующей проверкой.
V. Работа с таблицей. Учитель сообщает о местоименных наречиях, которые неопределённо указывают на место и время событий. Учащиеся заполняют таблицу под руководством учителя.
Указательные |
Здесь, там, тут, туда, тогда |
Неопределённые |
Где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где |
Вопросительные |
Где, куда, когда, зачем |
Отрицательные |
Нигде, никуда, негде |
Для закрепления устно выполняется упр. 229.
VI. Домашнее задание. Урок 63. § 35. Упр. 225, 227. Урок 64. Упр. 230. Дополнительное задание для некоторых учащихся: найти и записать в тетрадь 3—5 пословиц и афоризмов, в которых содержатся наречия, принадлежащие к разным разрядам.