Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: проконтролировать знания учащихся о наречии как части речи; познакомить с правилом слитного и раздельного написания не с наречиями на -о и -е; учить грамотно писать указанные наречия.

Личностные УУД. Умение самостоятельно работать и распределять время. Познавательные УУД. Извлечение информации. Коммуникативные УУД. Постановка вопросов.

Ход уроков

I. Тестовые задания.

Вариант 1.

1. Определите, в каких рядах все слова являются наречиями меры и степени.

а) слишком, крайне, сгоряча, удивительно

б) чуть-чуть, много, колоссально, умиротворённо

в) очень, капельку, понемногу, едва, мало

г) помаленьку, едва-едва, слегка, вдвое

2. Определите, в каких рядах все слова являются наречиями, употреблёнными в сравнительной степени.

а) становился разборчивее; уносился дальше; удивился крайне; взрослел стремительнее

б) замесить гуще; увереннее идти; подходил осторожнее; будет двигаться медленнее

в) решать скорее; копать глубже; был навеселе; вошли вместе

г) выполнять старательнее и быстрее; внимательнее относиться; прикасаться осторожнее; ты поступи умнее

3. Укажите ряды, в которых грамматические основы предложений выделены правильно.

Вариант 2.

1. Определите, в каких рядах все слова являются наречиями образа действия.

а) скоро, ловко, умело, талантливо

б) наизнанку, ярко, влево, удивительно

в) назло, умышленно, плохо, опасно

г) разборчиво, осмотрительно, активно, втайне

2. Определите, в каких рядах все слова являются наречиями в сравнительной степени.

а) заговорил громче; был умнее; ласковее посмотрит; раздаётся реже

б) наша река многоводнее; лес стал реже; прыгнул выше; яснее будет понимать

в) по математике успевать лучше; раскрыть шире; яростнее лаять; веселее ехать

г) выполнить вчерне; двигаться легче; звучать отчётливее; будут строить старательнее

3. Укажите ряды, в которых грамматические основы предложения выделены правильно.

II. Орфографическая разминка. Вставляются пропущенные буквы-орфограммы, обозначаются условия их выбора (слова записаны в столбик на доске).

■ (Не)близкий путь; (не)отложная помощ..; (не)реш..ный пр..мер; задача (не)реш..на; (не)мог сообщить; (не)терпеливый ребёнок; вовсе (не)спокоен; отнюдь (не)друг; совсем (не)тёплый; очень (не)обычный; (не)(за)чем спрашивать; (не)(о)ком заботиться; (не)(от)кого прятаться; (не)хорош на первый взгляд; (не)(то) плачет, (не)(то) смеётся; (не)мой реферат; (не)покраше..ная скамейка; совсем (не)открытая книга; (не)взирая на опасность.

III. Освоение нового материала. Изучение § 38. Учитель обращает внимание учеников на то, что с наречиями не на -о и -е частица не пишется раздельно (не по-русски; не по-человечески).

IV. Активизация и закрепление изученного. Упр. 241.

Форма работы — “Лингвистическая эстафета”. Подбираются наречия-антонимы. Упр. 242. Комментированное письмо. Упр. 243. Устный разбор с последующей записью. Упр. 245. Самостоятельное выполнение. Упр. 247. Заполняется таблица под руководством учителя; в каждую графу вписываются по 3—4 примера. Упр. 246. Устно отвечают на вопросы; на доске выполняется морфологический разбор указанных слов.

V. Словарная работа. Ученики выписывают словарные слова из § 34—38, составляют с ними предложения.

* Штемпель — 1. Прибор с выпуклым обратным изображением какого-либо рисунка или надписи, служащий для получения оттиска, для накладывания печати, клейма. 2. Оттиск, полученный при помощи такого прибора.

VI. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

— В каких случаях не с наречиями пишется слитно?

— Как пишется не с наречием не по-людски?

— Как пишутся наречия, если к ним относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь не, совсем не и т. п.?

— Как пишутся наречия с не в сочетаниях плыл не быстро, а еле-еле; копать неглубоко, но зато быстро? (В первом сочетании между первой и второй частью конструкции наблюдаются отношения противопоставления, поэтому наречие с не пишется раздельно. Во втором сочетании представлены отношения сопоставления, поэтому не- является приставкой и пишется слитно.)

VII. Домашнее задание. Урок 70. § 38. Упр. 244. Урок 71. Упр. 248. Запомнить написание словарных слов.






Для любых предложений по сайту: [email protected]