Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: повторить написание н и нн в прилагательных и причастиях; познакомить с правилом написания н и нн в наречиях; учить применять изученное правило.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Чтение с целью выделения информации. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение вступать в диалог. Умение уважительно относиться к отвечающему сверстнику.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

1. Экспресс-опрос. Учитель называет словосочетания. Ученики указывают наречие и обосновывают гласную в приставках не- и ни-.

Некто в длинном плаще; никто не явился; нимало не смущаясь; ничуть не устал; несколько тетрадей; работа заняла немало дней; нисколечко не приукрасил; никуда не торопится; явился из ниоткуда; неоткуда взяться.

2. Упр. 254 (по цепочке).

II. Освоение нового материала. Чтение и анализ § 40.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа с учебником. Упр. 256. Устно. Упр. 257. Комментированное письмо.

2. Орфографический диктант. Ученики записывают слова, вставляют пропущенные буквы, графически объясняют условия выбора орфограмм.

■ Море взволнованно; девушка взволнованна; смотрели взволнова..но; экспедиция организова..на; девочка организованна; пыль рассея..на в воздухе; девушка грустна, рассея..на; вести себя рассея..но; встреча устрое..на; погода ветре..на; она ветре..на, несобра..на.

3. Диктант с самопроверкой.

■ Случается, что пернатым странникам, пролетающим над морем, негде укрыться от яростного урагана. Морское судно, повстречавшееся им в жестокую непогоду, становится единственно возможным спасением. Неожиданно для моряков птицы опускаются на палубу, на борта, на снасти. Корабль как будто обвешан живыми гирляндами. Люди никогда не обижают доверчивых птиц. Морское поверье говорит, что неизбежно несчастье для того корабля, на котором была убита птица, просившая приюта. (Из книги “Триста диктантов”)

IV. Подведение итогов урока. Беседа по вопросам:

— От чего зависит написание н и нн в наречиях?

— В чём сложность выбора н и нн в наречиях? (Необходимо хорошо знать правила написания н и нн в прилагательных и причастиях; важно отличать наречия от кратких прилагательных и причастий.)

V. Постановка домашнего задания. Урок 74. § 40. Упр. 258. Урок 75. Упр. 259.






Для любых предложений по сайту: [email protected]