Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова
Описание действий - Наречие - Морфология и орфография. Культура речи
Цели: совершенствовать навыки письменной монологической речи; учить создавать собственный текст на основе опорной схемы 3 “Описание действий”; пронаблюдать роль наречий при описании трудового действия; развивать внимание к человеку и его труду.
Личностные УУД. Личностное и профессиональное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической формами речи.
Ход урока
I. Мотивационное начало урока. Слово учителя. На уроке предстоит работать над сочинением — описанием действий, трудового процесса. Ключевыми лексическими единицами такого сочинения являются глаголы, деепричастия (описывают основное и добавочное действия) и наречия (обозначают последовательность и качество действий). В тексте важно передать последовательность действий, что делалось сначала, а что потом; важно передать отношение мастера к своему делу, отношение автора сочинения к наблюдаемому процессу.
II. Работа с учебником. Упр. 260. Ученики читают, отвечают на вопросы; списывают текст, по-другому его озаглавив. (Варианты названия: “Работа мастера”, “Мастерство плотника”.) Называют наречия, участвующие в описании действий. Выполнение самостоятельное, после чего происходит проверка. (Наречия, с помощью которых автор “рисует” действия: лучше всех, быстро, ровно. Наречия, с помощью которых автор указывает на последовательность действий: сначала, потом.)
III. Работа с опорной схемой 3 “Описание действий”. Беседа по вопросам:
— Понятно ли вам, из каких частей состоит сочинение? Как строить предложения основной части, описывающей собственно действие?
— С помощью каких слов передаётся последовательность трудового процесса?
IV. Чтение и анализ образца сочинения — описания действия.
Волшебная верёвка
(1) Чтобы мой день рождения запомнился гостям, я решил организовать игру “Волшебная верёвка”. (2) Для этого мне понадобилось много небольших призов. (3) Сначала я завернул каждый предмет в подарочную бумагу, потом крепко обвязал толстой ниткой и аккуратно подвесил на ленту, протянутую от стены до стены.
(4) Наступил день рождения, угощение было съедено, и пришло время проводить игру. (5) Всем гостям по очереди я завязал глаза и раздал ножницы. (6) Раскрутив человека вокруг своей оси, я быстро подводил его к верёвке. (7) Взяв первый попавшийся свёрток, гость срезал его.
(8) В завершение игры кто-то получил брелок для ключей, а кому-то досталась ручка с изображением героев мультфильма. (9) Верёвка и вправду оказалась волшебной. (10) Я подарил друзьям не только сувениры, но и хорошее настроение. (По “Энциклопедии семейных торжеств”)
V. Беседа по вопросам:
— О чём говорится во вступлении?
— Из скольких абзацев состоит основная часть? Определите микротему каждого абзаца. (Подготовка к игре; действия во время игры.)
— В предложениях 3, 5, 6, 7 найдите глаголы. Что они обозначают? (Эти слова называют совершаемые действия, этапы осуществления задуманного.)
— На какие вопросы опорной схемы 3 даёт ответы заключительная часть?
— Из текста выпишите наречия: а) передающие последовательность действий; б) характеризующие труд исполнителя и его отношение к нему.
VI. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— В каких случаях возникает необходимость описания действия?
— Слова каких частей речи являются ключевыми при описании действий? (Глаголы, описывающие основное действие. Деепричастия, описывающие добавочное действие. Наречия, характеризующие действия.)
VII. Домашнее задание. Упр. 263 или 264. Написать сочинение, используя опорную схему 3.