Словообразование и орфография. Морфемный разбор - Повторение изученного в 5-6 классах

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Словообразование и орфография. Морфемный разбор - Повторение изученного в 5-6 классах

Цели: вспомнить термины по морфемике и словообразованию; продолжить формирование умения производить морфемный разбор.

Личностные УУД. Умение работать самостоятельно. Познавательные УУД. Анализ явлений. Коммуникативные УУД. Умение ясно и точно излагать свои мысли.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Упр. 20 (ученики отвечают по цепочке). Упр. 23 (отвечает один ученик).

II. Тестовые задания.

1. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?

а) ш..рох, беч..вка, ч..лка

б) ж..рнов, ш..лк, обж..ра

в) ш..колад, прич..ска, ш..рты

г) пч..лы, ш..пот, печ..т

2. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?

а) береж..т, ж..кей, ш..рстка

б) ч..рный, пш..нка, ш..пот

в) плюш..вый, ш..в, туш..нка

г) княж..н, крыж..вник, ш..лк

3. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?

а) ж..стко, ч..рствый, сбереж..м

б) ш..ссе, стереж..те, мальч..нка

в) ч..рный, ч..порный, ч..ткий

г) копч..ности, свеч..й, отч..т

4. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?

а) мяч..м, пляж..м, этаж..м

б) борщ..м, воротнич..к, смерч..м,

в) уч..ба, пересеч..м, ж..лтый

г) холщ..вый, щ..голь, жж..т

5. В каком ряду во всех словах пишется е/ё?

а) дириж..р, ч..кнутый, ш..л

б) особняч..к, ш..мпол, увлеч..м

в) каблуч..к, братц..м, ч..тный

г) ретуш..р, кош..лка, сбереж..шь

III. Повторение сведений по морфемике.

1. Беседа по вопросам:

— Какие морфемы вам известны? Дайте им определения.

— Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (У однокоренных слов при одинаковом корне разный состав основы и разное лексическое значение; у форм слова совпадает не только корень, но и основа, а значит, и лексическое значение.)

— Какие группы слов являются однокоренными, а какие — формами одного слова: лес, лесной, лесничий; лесная, лесные; домик, дом; домик, домики?

— Как правильно выделить у слова окончание и есть ли слова, у которых окончания отсутствуют? (Окончания отсутствуют у неизменяемых слов — несклоняемых имён существительных (кино, жалюзи), наречий (вверху, интересно), имён прилагательных и наречий, стоящих в простой форме сравнительной степени (интереснее, выше, чётче). Чтобы правильно выделить окончание слова, надо изменить его: учебниками — учебник, радостного — радостный, летаете — летаю. Надо помнить, что окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками.)

2. Запись слов и выделение в них окончаний с обязательной проверкой.

Трава, справа, читала, увлекалась, боа; оригами, братьями, жалюзи, приходи, гости, нести, посети, конфетти; терпение, крайние, биение, осенние, длинношеее, веселее.

3. Работа с учебником. Упр. 26. Выполняется устно. Упр. 27. Комментированное письмо.

IV. Домашнее задание. Упр. 28.






Для любых предложений по сайту: [email protected]