Союзы сочинительные и подчинительные - Союз - Морфология и орфография. Культура речи

Русский язык 7 класс - Поурочные разработки к учебнику М. Т. Баранова

Союзы сочинительные и подчинительные - Союз - Морфология и орфография. Культура речи

Цели: углубить представление учащихся о сочинительных и подчинительных союзах; учить различать второстепенные однородные члены и простые предложения в составе сложного, соединённые союзами и, да; совершенствовать умение ставить знаки препинания в сложных предложениях и при однородных членах.

Личностные УУД. Личностное самоопределение. Познавательные УУД. Анализ явлений. Синтез знаний. Построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД. Эффективное взаимодействие с учителем и сверстниками в процессе учебной деятельности.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания. Упр. 360. Ученики читают составленные предложения. Упр. 361. Пересказ. Рассказывают материал § 59.

II. Освоение нового материала.

1. Чтение и анализ § 60. Слово учителя. Изучать союз как часть речи можно только в контексте предложения. Нужно уметь отличать простое предложение от сложного, за которое нередко принимается простое, осложнённое однородными и обособленными членами. Чтобы избежать этой ошибки, следует всегда:

— определять грамматические основы предложений (находить подлежащие и сказуемые);

— помнить, что сочинительные союзы соединяют не только части сложного предложения, но и однородные члены;

— анализировать выделенный голосом и знаками препинания смысловой отрезок предложения (если в нём есть собственная грамматическая основа, то предложение является сложным; если грамматическая основа отсутствует, то предложение простое, осложнённое причастным, деепричастным или сравнительным оборотом);

— иметь в виду, что существуют сложные предложения, внутри которых отсутствуют знаки препинания (такие предложения будут изучаться в старших классах).

2. Наблюдение над лингвистическим материалом. Анализ предложений.

Мы ощущали запах сырой земли, благоухание трав и хлебов, напитанных дождём и грозой, и неслись вперёд, нагоняя время. (А. Платонов)

Ребята находят грамматическую основу (мы ощущали и неслись), устанавливают, что сочинительный союз и соединяет однородные члены.

В поле царит нестерпимая жара, а в лесу же прохладно. Не знаю, приду ли вовремя.

Ученики анализируют первое предложение. Получают задание назвать его грамматические основы (царит жара, прохладно) и подумать, каким синонимичным союзом можно заменить союз же. Устанавливают, что содержание частей рассматриваемого сложного предложения противопоставлено: В поле царит нестерпимая жара, а в лесу прохладно.

Ребята анализируют второе предложение. По указанию учителя называют грамматические основы (не знаю, приду). Далее задают вопрос от первой части предложения ко второй: Не знаю (что?), приду ли вовремя. Учитель сообщает, что поскольку во второй части есть союз ли и эта часть является зависимой, то предложение сложноподчинённое. Педагог обращает внимание учеников на то, что союзы же и ли не стоят на границе между частями, а находятся внутри второй части.

III. Активизация и закрепление изученного.

1. Работа по распечаткам. Предложения даются произвольно. Надо подчеркнуть грамматические основы; в сложных предложениях обвести овалом союзы, связывающие между собой простые предложения.

■ 1) Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. (К. Паустовский) 2) Хаджи-Мурат ответил улыбкой на улыбку, и улыбка эта поразила Полторацкого своим детским добродушием. (Л. Толстой) 3) Второго сентября день был тёплый и тихий, но пасмурный. (А. Чехов) 4) Защурив глаза, я вижу, как в комнату льётся солнце. (И. Шмелёв) 5) Люди живут, как за морем, за раскинувшимися песчаными пространствами. (А. Серафимович) 6) Ночь ещё только обняла небо, но Бульба всегда ложился рано. (Н. Гоголь) 7) Всем было весело и легко, а моё непонятное беспокойство всё росло и росло. (А. Чехов) 8) Старика этого звали “Звездочётом” и считали итальянцем, потому что он нарочно коверкал русские слова на иностранный лад. (К. Паустовский) 9) Это не кирпичи, а древний камень. (И. Шмелёв)

2. Упр. 362. Комментированное письмо.

IV. Словарная работа. Выписывают словарную лексику из § 60. Составляют предложения, используя выписанные слова.

V. Подведение итогов урока. Тестовое задание.

Найдите ошибки в высказываниях и исправьте их.

а) Союзы, состоящие из одного слова, называются простые, а состоящие из трёх и более слов — составные.

б) Подчинительные союзы связывают однородные члены и простые предложения, среди которых одно подчинено другому.

в) В сложносочинённом предложении от одного простого предложения к другому можно поставить вопрос.

VI. Домашнее задание. Урок 108. § 60. Упр. 363. Урок 109. § 60. Выписать из любого художественного произведения, изученного на уроках литературы, четыре сложных предложения с сочинительными и четыре сложных предложения с подчинительными союзами.






Для любых предложений по сайту: [email protected]