Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
РУССКИЙ ЯЗЫК В СЕМЬЕ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ
Цели:
1. Введение понятия о русском языке как о славянском.
2. Формирование умения создавать по схеме и пересказывать лингвистический текст.
3. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотно оформлять его запись.
4. Формирование умения задавать вопросы разных типов.
5. Закрепление орфографических навыков.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Беседа. Знакомство с учебником.
2. Требования к ведению тетради. Опираясь на опыт работы, можно предложить ведение двух рабочих тетрадей: одну - для классных работ и одну для домашних, причём обе тетради по 40-48 листов. Это позволит более эффективно контролировать выполнение домашних работ, выставлять общую отметку за домашнюю работу в журнал по прохождении темы.
Требования к выполнению домашних работ: выполняются вне зависимости от присутствия на уроке; могут проверяться выборочно, но обязательно в конце изучения темы (до контрольной работы) ставится итоговая отметка. Для контрольных работ тетрадь одна, 18 листов.
3. В курсе русского языка в 8 классе изучается синтаксис простого предложения и пунктуация в нём.
Задание: поставьте для себя цель. Например: «Я научусь ... (возможно любое) ставить знаки препинания».
Если класс новый, то это может быть формой знакомства: дети напишут свою цель на листочках и подпишутся. Поиграйте с ними, скажите, что тоже ставите перед собой цель научить их правильно ставить знаки препинания и приложите все силы, чтобы на уроках им было интересно и комфортно
Учитель: Чтобы научиться ставить знаки препинания, нужно уметь видеть структуру предложения, этому мы и будем учиться (и учитель вместе с детьми, ведь это процесс взаимный!) на уроках русского языка. Кроме того, повторим орфографию (можно предложить перечислить, какие написания вызывают больше всего трудностей, это будет для многих своеобразным самоанализом), познакомимся с новыми жанрами публицистики и будем готовиться к выпускным экзаменам в 9 классе.
II. Работа над темой урока.
1. Оформление записей в тетради. Число прописью; если тетради отдельные для классных и домашних работ, то они так и подписаны, поэтому нет необходимости писать вид работы
Тема записывается каждый урок, без кавычек, желательно оформлять эту запись на доске, предлагая иногда это сделать кому-то из учащихся.
2. Чтение эпиграфа на странице 3.
Учитель: В эпиграфе кратко сформулирована основная мысль текста. Объясните, как вы понимаете данный эпиграф.
Комментирование записи: эпиграф записан с правой стороны листа, без кавычек, подписан.
Комментирование пунктуации: тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.
3. Составление лингвистического рассказа по схеме на с. 4.
Учитель: Рассмотрите схему, как она называется? (Генеалогическое дерево.) Зачем его составляют? (Чтобы не забыть свои корни.)
Можно предложить детям дома, поговорив с родителями, составить своё генеалогическое древо.
Учитель: Как эта схема соотносится с эпиграфом? Составьте рассказ по этой схеме, используя текст упр. 1.
4. Составление вопросов к упр. 1 Вопросы двух видов: репродуктивные (ответы на них - «да» или «нет») и творческие (Как? Почему? И т. д.). Письменно два-три вопроса, читает один ученик - остальные отвечают. Похвалить, даже если получилось не очень хорошо.
III. Орфографический повтор.
Учитель: Мы продолжаем учиться формулировать вопросы.
1. Упр. 4 выполняется карандашом. Задайте вопросы по орфографии, формулируя их следующим образом: Прав ли я, считая слово «по-новому» наречием? (Да, в данном тексте это наречие. Прав ли я, считая, что в слове «современный» суффикс «енн»? Нет, здесь два суффикса.)
2. Тестовая форма проверки знаний становится всё более популярной, часть Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ) даётся в виде теста. Мы учимся работать с тестом.
Задание: назовите номер столбика, в котором все буквы отражают правильное написание.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Пусты...ый |
н |
н |
н |
нн |
нн |
Печё...ый |
н |
н |
нн |
н |
н |
Подстриже...ый |
нн |
н |
нн |
нн |
нн |
Оловя...ый |
н |
нн |
нн |
н |
нн |
Кожа...ый |
нн |
н |
н |
н |
н |
Зажже...а |
н |
нн |
н |
н |
н |
Правильный ответ 5.
Запишите слова, ориентируясь на правильный вариант. Графически обозначьте написание.
3. Объясните графически написание слова «современностью из упр. 4.
IV. Комплексный анализ текста.
• Упр. 4. Задание по морфологии:
Сосчитайте местоимения (4), предлоги (2);
Найдите прилагательное, перешедшее в существительное «будущее»;
• Задание по фонетике: назовите слова, где количество букв и звуков одинаково, где больше букв, где больше звуков;
• Задание по словообразованию: найдите слово, соответствующее схеме:
• Задание по морфемике: разберите по составу слова «величественен», «оценить», «прошлого», «будущее».
V. Домашнее задание:
упр. 7 (1, 3), по желанию упр. 8. Упражнения «по желанию» оцениваются отдельно, можно поставить по итогам всей темы дополнительную отметку.