ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

Цели:

1. Изучение правила постановки тире между подлежащим и сказуемым

2. Формирование умения применять правило в письменной речи

Оборудование, наглядность: таблица «Тире между подлежащим и сказуемым».

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Из упражнения 65 прочитать предложения с составными именными сказуемыми (оно одно «Воздух был тих и звучен»). Охарактеризуйте его.

2. Вопросы по орфографии. Не говорить, как написать, а напомнить, где возможно, правило. Там, где непроверяемые гласные в корне (ребёнок, восточная, колыхание) - предложить на перемене проверить по словарю.


II. Изучение нового материала.

1. Исследование синтаксического материала

На доске: Александр Пушкин является величайшим писателем

Задание: определите основу:

Александр Пушкин является писателем

Учитель: Охарактеризуйте сказуемое, замените глагол сказуемого на глагол-связку есть. Мы так говорим? (Нет.) Как быть? Договорились вместо глагола-связки «есть» ставить тире. Запишите: Александр Пушкин - величайший писатель.

Определите основу, вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)? Вспомните правило, сформулируйте его.

2. Творческий диктант.

Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.

Учитель: Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в именительный падеж, опуская при этом глагол.)

1) Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением.

2) Основу повести составляют картины восстания Пугачёва.

3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.

3. Исследование таблицы.

Учитель: Но мы вспомнили только часть правила.

Задание: прочитайте схемы, прокомментируйте их.

4. Графическое объяснение пунктуации.

Задание: графически объясните, почему поставлено или не поставлено тире.

На доске:


III. Закрепление изученного.

1. Алгоритм рассуждения:

1) найти основу,

2) определить часть речи каждого главного члена предложения,

3) поставить вопрос к сказуемому,

4) посмотреть, нет ли союзов или частиц.

2. Записать предложения, объяснить знаки препинания. Возможно, запись под диктовку с последующей проверкой; самостоятельная запись.

1) Наши души - зеркала, отражающие нас.

2) В бою побывать - цену жизни узнать.

3) В человеческой темной судьбе ты призыв к вышине.

4) Воздух как роза.

5) Этот день словно праздник.

6) Север - это болото без дна и края.

7) Голова без ума как фонарь без света.

8) Говорить не думая - стрелять не целясь.

3. Творческое задание: придумайте примеры к тем схемам, которые не использовались в написанных случаях.


IV. Домашнее задание:

упр. 74 (1-е предложение разобрать в классе вместе) + комплексный анализ, упр. 75 устно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]