РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ. ТИПЫ РЕЧИ. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ. ТИПЫ РЕЧИ. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Цели:

1. Формирование умения определять типологическую структуру текста, способы и средства связи предложений.

2. Формирования умения создавать свой текст с опорой на структуру и языковые средства выразительности текста-образца.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Задание: соберите части предложений так, чтобы получилось правильное утверждение.

Описание - тип речи, для которого характерен рассказ о последовательных событиях.

Повествование - тип речи, в котором говорится о причинах, свойствах явлений.

Рассуждение - тип речи, при котором текст отвечает на вопрос «какой?», то есть рассказывает об одновременных признаках.

Учитель: Запишите одно из предложений, прокомментируйте знаки препинания, каким типом речи вы сейчас пользовались. (Рассуждение.)

На вопрос, как отличать типы речи, можно напомнить о таком приёме, как фотографирование: при описании - один кадр, при повествовании - несколько, при рассуждении их нет.


II. Актуализация знаний. Создание своего текста определённого типа.

1. Беседа.

Учитель: Может ли быть общая тема у текстов разных типов речи? (Да.) Например? А основная мысль будет различаться? (Может различаться.)

Задание: составить рассказ из 3-5 предложений.

Тема может быть предложена учителем, может быть названа учащимися или выбрана из нескольких предложенных, например, море, берёза, лев и т. д. Тип речи используют тот, о котором писали, либо гот, о котором не писали, на усмотрение учителя

2. Докажите, что вы правильно определили тип своего текста.

1) Работа с учебной таблицей на с. 206.

Перечислите разновидности разных типов речи, приведите примеры. По данному вопросу нужно спросить как можно больше учащихся, чтобы проверить их готовность к самостоятельной работе.

2) Анализ схем на с. 208, упр. 356 устно.

а) Способ связи — последовательный, при помощи лексических средств («эта церковь»), 2-е и 3-е предложения - также лексический повтор + местоимение.

б) Параллельный способ связи, средство связи - местоимение («он», «ему», «его», «на нём»).


III. Самостоятельная работа.

1. Анализ задания к упр. 354.

Объясните алгоритм выполнения задания: прочитайте, карандашом разделите на части, определите типологию отрывков, как соединены,

2. Самостоятельная работа.

3. Проверка.

1-я часть - описание состояния человека (1-6-е предложения), 2-я часть - рассуждение-размышление + описание внешности человека (7-9-е предложения), 3-я часть - повествование (10-е предложение), 4-я часть - рассуждение- размышление (11-15-е предложения).

Таким образом, основной тип речи - рассуждение, но с элементами информационного повествования и описания состояния человека

4. Самостоятельная работа. Упр. 358.

1-й абзац - тезис рассуждения,

2-й абзац - рассуждение-размышление,

3-й абзац - информационное повествование,

4-й - повествование изобразительное + итог рассуждения.


IV. Подготовка к выполнению домашнего задания.

1. Анализ заданий к упр. 355, 357.

2. Предложить алгоритм работы.


V. Домашнее задание.

Упр. 355 к уроку 28.






Для любых предложений по сайту: [email protected]