СЛИТНОЕ - РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

СЛИТНОЕ - РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

Цели:

1. Формирование навыка правописания не с разными частями речи.

2. Формирование умения аргументировать выбор написания.

Ход урока

Оформление записей на доске и в тетради.

I. Морфологическая разминка.

Учитель: Чтобы правильно определить написание не со словами (написания такого типа - тема нашего урока), надо хорошо уметь различать части речи.

Задание: определите часть речи.

1. Пила - существительное (старая пила) и глагол (пила воду);

Простой - прилагательное (простой вид), существительное (простой в работе), глагол в повелительном наклонении (простой на одной ноге!);

Течь - существительное и глагол.

Таким образом, делаем вывод: чтобы определить части речи, нужно обратить внимание на все словосочетание.

2. Плач (существительное), красная тушь (существительное), что (местоимение) и бы (частица), несмотря на (производный предлог) надо отличать от глагола плачь, существительного бравурный туш. союза чтобы, деепричастия с частицей не смотря.


II. Проверка домашнего задания.

Учитель: Как знания в области морфологии помогли в выполнении домашнего упр. 16?

1. Прочитать слова, дописанные в столбик к глаголу и деепричастию. Например, глаголы - не мог, не знаю, не был; невзлюбить, негодовать, нездоровится; деепричастия - не заметив, не глядя, не ответив; недомогая, негодуя.


III. Актуализация знаний.

1. Анализ языкового материала.

а) Почему раздельно пишутся слова не рад. не нужно, не должен, не обязан, не готов, не намерен, не согласен? (Они не употребляются в полной форме (например, нельзя сказать «радый», «должный»), в предложении выполняют функцию глагола.)

б) Какую информацию можно и нужно добавить, говоря о написании не с именными частями речи?

Запомнить конструкцию:

Далеко красавица

Ничуть НЕ красивый

Вовсе красиво

Отнюдь красив

заметив, что это не относится к словам очень, совершенно, почти.

в) Объясните написание слов недовыполнив план, недосмотреть за ребёнком, но не досмотреть картину. Таким образом, приставка недо- — обозначает выполнить не на 100%, имеет значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой.

г) Несмотря на, невзирая на - это производные предлоги. Они взаимозаменяемые, их можно заменить предлогом вопреки, деепричастие не смотря можно заменить только деепричастием - синонимом не глядя.


IV. Закрепление знаний.

Задание: прочитайте слова, объясните их написание.

Образец: Это существительное, поэтому написано слитно, это деепричастие, поэтому - раздельно, но не наоборот.

На доске или через проектор: не по-товарищески; отнюдь не верное решение; небольшая, но интересная книга; неряха; необходимый воину; не спеша отвечал; не жаль времени; неинтересная; не закрыта; неспроста; неосвещённые улицы; невзлюбить соседа; недалеко; написано не случайно (скрытое противопоставление); невзирая на непогоду

Запишите 3 любых слова, графически обозначив написание с не.


IV. Контроль усвоения.

Упр. 17. В слабом классе можно записать слова, которые

объясняли, под диктовку, добавив несколько слов из домашнего упражнения. Это создаст ситуацию успеха.


V. Домашнее задание

рекомендуется дать до выполнения самостоятельной работы: упр. 18 (не менее 4 слов); дополнительно - слова с не для перфокарты; в тетрадь для домашних работ записать предложения.

Задание: показать графически знаки препинания, написание с не.

Учитель: В течение трёх уроков мы запишем отрывок из повести И. С. Тургенева «Первая любовь», с которой мы познакомимся на уроках литературы в 9 классе. Этот эпизод - описание грозы, которая помогает понять чувства героя

(Читается весь отрывок, потом записывается первая часть.)

1. Я никогда не ложился спать, не простившись с матушкой и не испросив её благословения. Но в ту ночь я не разделся и не лёг. Я присел на стул и сидел как зачарованный. Я сидел, чуть-чуть озираясь и не шевелясь, вспоминая, что я влюблён.

2. Скоро я заметил, что ко мне в комнату непрестанно западали какие-то отсветы. Переплёт окон чётко отделялся от таинственно и неясно белевших стёкол. На небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвлённые молнии

3. Молнии не прекращались ни на мгновение. Я глядел - и не мог оторваться. Эти немые молнии, эти ничем не сдерживаемые блистания отвечали тайным порывам, вспыхивавшим во мне,

С приближением утреннего солнца всё бледнели и сокращались молнии, потом исчезли, затопленные несомненным светом возникавшего дня. И во мне исчезли мои молнии.






Для любых предложений по сайту: [email protected]