ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели:

1. Формирование умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять в речи.

2. Формирование умения объяснять функцию обобщённо-личных предложений в речи.

3. Закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и схеме.

Оборудование, наглядность: схема-таблица «Виды односоставных предложений».

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

Учитель: Как изменится грамматически предложение В магазин завезли товар, если заменить сказуемое, употребив глагол «поступил»! (Из неопределенно-личного оно превратится в двусоставное.)


II. Проверка домашнего задания.

1. Опрос. Расскажите о глагольных односоставных предложениях, исключая пока безличные. Сначала можно предложить составить план:

• объяснить название

• форма сказуемого

• употребление в речи

• пример.

2. Орфография. Упр. 124. Что объединяет слова с пропущенными буквами? (В них одна орфограмма – безударная гласная в корне, но три её разновидности, проверяемая (насладиться, полоскали, вековые, знаменитые), непроверяемая (аромат, корыто), с чередованием (росли).)

3. Выборочное чтение. Прочитайте неопределённо-личные предложения. (Это № 3, 4, 5 (2).)


III. Актуализация знаний.

Упр. 126 - анализ обобщенно-личных предложений. Возможно, будет необходимость прочитать последний абзац § 20 и пояснить, что предложения 1, 2, 3, 5, 6 - пословицы, 4 - афоризм, 7,9 - с обобщённым смыслом.

Творческое чтение. Упр. 130 выполняется устно, заменяя определённо-личные на обобщённо-личные.

Упр. 127 - любые четыре предложения записать, подчёркивая основу.


IV. Закрепление изученного.

1. Выборочный тест.

Задание: определите и запишите вид односоставного предложения.

1) Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая рокот колес непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое. (И. Тургенев) (Обобщённо-личное.)

2) Встретишь вечерочком милую в садочке - сразу жизнь становится иной (Обобщённо-личное.)

3) От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам, (Определённо-личное.)

4) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. (Определённо-личное.)

5) Ищи свою дорогу с малых лет, уверенно вперёд иди сквозь годы, оставь - на этой лучшей из планет - свой яркий след, свои живые всходы. (Определённо-личное.)

6) Недаром его прозвали Бирюком. (Неопределённо-личное.)

7) Действительно, в наших краях знают толк в пении. (Неопределённо-личное)

Способ проверки - на усмотрение учителя.


V. Контроль усвоения. Диктант «Проверь себя».

Запись под диктовку.

Как хороша зимняя дорога в мягкий морозный день! К парадному уже подали сани, нас начинают одевать, суют руки в рукава, которые никак не найдешь, повязывают сверху большим платком так, что ничего не видишь под ногами.

Но на дворе так хорошо пахнет морозом и дымом от затопленных печей, сани так удобны, предстоящая дорога так заманчива, что крепишься и терпишь всякие неприятности.

Привалишься в санях к высокой спинке, лошади лихо пронесут мимо мелькающих берез аллеи, деревенских изб, занесённых снегом, однообразная белоснежная равнина откроется перед глазами.

Задание: подчеркнуть все основы, над односоставными надписать вид.


VI. Домашнее задание:

упр. 404 карандашом, орфография + задания 1, 4-7, упр. 129, графически орфографию, § 21 - в схему добавить информацию о безличных предложениях.






Для любых предложений по сайту: [email protected]