Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели:
1. Формирование умения узнавать обобщенно-личные предложения в тексте, употреблять в речи.
2. Формирование умения объяснять функцию обобщённо-личных предложений в речи.
3. Закрепление умения создавать лингвистические тексты по плану и схеме.
Оборудование, наглядность: схема-таблица «Виды односоставных предложений».
Ход урока
I. Лингвистическая разминка.
Учитель: Как изменится грамматически предложение В магазин завезли товар, если заменить сказуемое, употребив глагол «поступил»! (Из неопределенно-личного оно превратится в двусоставное.)
II. Проверка домашнего задания.
1. Опрос. Расскажите о глагольных односоставных предложениях, исключая пока безличные. Сначала можно предложить составить план:
• объяснить название
• форма сказуемого
• употребление в речи
• пример.
2. Орфография. Упр. 124. Что объединяет слова с пропущенными буквами? (В них одна орфограмма – безударная гласная в корне, но три её разновидности, проверяемая (насладиться, полоскали, вековые, знаменитые), непроверяемая (аромат, корыто), с чередованием (росли).)
3. Выборочное чтение. Прочитайте неопределённо-личные предложения. (Это № 3, 4, 5 (2).)
III. Актуализация знаний.
Упр. 126 - анализ обобщенно-личных предложений. Возможно, будет необходимость прочитать последний абзац § 20 и пояснить, что предложения 1, 2, 3, 5, 6 - пословицы, 4 - афоризм, 7,9 - с обобщённым смыслом.
Творческое чтение. Упр. 130 выполняется устно, заменяя определённо-личные на обобщённо-личные.
Упр. 127 - любые четыре предложения записать, подчёркивая основу.
IV. Закрепление изученного.
1. Выборочный тест.
Задание: определите и запишите вид односоставного предложения.
1) Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая рокот колес непрестанный, глядя задумчиво в небо широкое. (И. Тургенев) (Обобщённо-личное.)
2) Встретишь вечерочком милую в садочке - сразу жизнь становится иной (Обобщённо-личное.)
3) От вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам, (Определённо-личное.)
4) Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной. (Определённо-личное.)
5) Ищи свою дорогу с малых лет, уверенно вперёд иди сквозь годы, оставь - на этой лучшей из планет - свой яркий след, свои живые всходы. (Определённо-личное.)
6) Недаром его прозвали Бирюком. (Неопределённо-личное.)
7) Действительно, в наших краях знают толк в пении. (Неопределённо-личное)
Способ проверки - на усмотрение учителя.
V. Контроль усвоения. Диктант «Проверь себя».
Запись под диктовку.
Как хороша зимняя дорога в мягкий морозный день! К парадному уже подали сани, нас начинают одевать, суют руки в рукава, которые никак не найдешь, повязывают сверху большим платком так, что ничего не видишь под ногами.
Но на дворе так хорошо пахнет морозом и дымом от затопленных печей, сани так удобны, предстоящая дорога так заманчива, что крепишься и терпишь всякие неприятности.
Привалишься в санях к высокой спинке, лошади лихо пронесут мимо мелькающих берез аллеи, деревенских изб, занесённых снегом, однообразная белоснежная равнина откроется перед глазами.
Задание: подчеркнуть все основы, над односоставными надписать вид.
VI. Домашнее задание:
упр. 404 карандашом, орфография + задания 1, 4-7, упр. 129, графически орфографию, § 21 - в схему добавить информацию о безличных предложениях.