БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2

Цели:

1. Закрепление умения определять вид односоставных предложений.

2. Закрепление умения употреблять в речи.

Оборудование, наглядность: схема-таблица «Виды односоставных предложений», раздаточный материал.

Ход урока

I. Орфографическая разминка.

1. Выберите правильный ответ, укажите столбик, в котором последовательно расположенные буквы соответствуют пропущенным в словах.


1

2

3

4

5

Бри...иант

лл

лл

л

л

лл

Кава...ерия

лл

л

лл

л

л

Га...ерея

л

л

лл

л

лл

А.. .ея

л

лл

л

л

л

Иску...тво

сс

сс

с

сс

с

И...кусный

сс

с

сс

с

с

Правильный вариант 2.

2. Задание: запишите словосочетания с данными словами, используя в качестве главных или зависимых слова с чередованием гласных в корне. Например, расположенный в галерее, растёт около аллеи, касающийся искусства, искусный стихотворец, скакуны из кавалерии, искусственный бриллиант.

3. Используйте одно из словосочетаний в предложении, соответствующем схеме: [безличное], и [безличное].

Например: На улице темнело, и мне не нравилось находиться в этой одинокой аллее, расположенной неподалёку от моря.

Записать, подчеркнуть основы, объяснить знаки препинания.


II. Актуализация знаний.

1. Графический диктант.

Задание: определите вид односоставного предложения или каждой из частей сложного предложения.

1) С утра морозит. (Безличное)

2) В избе жарко натоплено. (Безличное)

3) В избе жарко натопили (Неопределенно-личное)

4) Вам не видать таких сражений! (Безличное)

5) Приготовьтесь к уроку. (Определенно-личное)

6) Бездонную бочку водой не наполнишь. (Обобщенно-личное)

7) Дерево зажгло грозою. (Безличное)

8) В воздухе пахнет сосновой смолой. (Безличное)

9) Небо продолжало расчищаться, в лесу чуть-чуть светлело. (Двусоставное, безличное)

10) Иду, и легко мне дышится. (Определенно-личное и безличное)

Проверка.

2. Запись предложений «Проверяю себя!».

1) Подошёл трактор, и сразу стало шумно на окраине маленькой деревни.

2) Оставаться в экипаже было опасно, и мы, несмотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.

3) И тучи, и пасмурно снова, и ливни шумят и секут.

Самопроверка по объяснению учителя:

1) Это сложное предложение, 1-я часть - двусоставное, 2-я - безличное, соединены союзом и, разделены запятой.

2) Это сложное предложение, 1-я часть - безличное, 2-я - двусоставное с конструкцией несмотря на, которая обособляется, соединены союзом и, разделены запятой.

3) Это сложное предложение, 1-я часть - назывное, о таких на следующем уроке пойдёт речь, 2-е - безличное, 3-е - двусоставное, соединены повторяющимся союзом и, придающим выразительность (это строчка из стихотворения), разделены запятой.


III. Контроль усвоения.

Запись под диктовку:

1-й вариант

Когда тобою решено

Добиться благородной цели,

То остаётся лишь одно:

Осуществить мечту на деле.

А ты всё дальше, напролом,

И видишь сквозь туман и слёзы:

Всё шире даль... Всё ближе звёзды.

И ты не зря идёшь своим путём!

Ю. Ким

Далее только прочитать:

И вот, покинув отчий дом»

Всегда иди своим путём.

Идёшь, исполненный отваги,

И пусть овраги, пусть коряги,

Ты все равно идёшь своим путём

То круто вверх, то резко вниз.

Взлетел опять - и вновь расшибся.

А слева смех, а справа свист:

«Эй, признавайся, что ошибся!».

Задание: знаки препинания, ещё не изученные продиктовать, определить основы, чем выражены, синтаксический разбор предложения «Всё шире даль...».


2-й вариант

К ночи в погоду становится очень холодно и росисто *Надышавшись ароматом новой соломы, бодро идёшь к ужину мимо садового вала Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студёной заре необыкновенно ясно Темнеет. И вот ещё запах, крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев.

Далее только прочитать:

В темноте, в глубине сада - сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра. Меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги - два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони — и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...

Запись под диктовку.

Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, когда в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар, ещё раз пробежишь в сад. Шурша по сухой листве, добредешь до шалаша. Там на полянке немного светлее, а над головой белеет Млечный Путь.

И. Бунин. «Антоновские яблоки»

Задание: см. вариант 1.


IV. Домашнее задание:

пейзажная зарисовка (6-8 предложений), используя разные виды односоставных предложений.






Для любых предложений по сайту: [email protected]