Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОЮЗАХ
Цели:
1. Закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах с разными союзами,
2. Формирование умения различать синтаксические конструкции с союзом и.
Оборудование, наглядность: индивидуальный конспект.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Найти лишнее (подчёркнутые буквы пропущены):
1) ледяной, румяный, слюдяной, серебряный (слово румяный без суффикса);
2) обсушена, туманна, утренний, пустынна (обсушена краткое причастие);
3) весенний, осенний, утренний, каменный (утренний - суффикс -енн-);
4) сплетённый, заброшенный, решённый, выкрашенный (решённый - без приставки);
5) оборванный, размоченный, стриженая, закованная (стриженая - отглагольное прилагательное).
II. Проверка домашнего задания.
1. Найдите в словах орфографической разминки те, которые взяты из текстов домашнего задания (упр. 164, 168), проверьте их написание.
2. Упр. 164 выполняется устно, отвечающему - отметку, для остальных - самопроверка.
3. Индивидуальное задание - упр. 167 - лингвистический рассказ.
III. Анализ синтаксических конструкций.
1. В какой синтаксической конструкции будет верна схема:
Это устойчивые обороты, информация на с. 99
2. Расставьте знаки препинания в схемах, прочитайте их.
3. Упр. 169 устно.
IV. Закрепление изученного.
1. Анализ синтаксических конструкций с союзом и. Нужна ли запятая перед союзом и?
1) Мне нравится в весне её погода и настроение, ожидание лета и радость любви.
2) Дождь лил день и ночь.
3) С улицы раздались крики и гул машин.
4) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
5) Радостно было на небе, и на земле, и в сердце человека.
6) Конец мая. и мне радостно.
7) Погода была пасмурная и дождливая.
8) Умён и пригож, да на дело не гож.
В тетради должна получиться такая запись: 1 -нет, 2-нет, 3- нет, 4-нет, 5-да, 6-да, 7-нет, 8-нет. Объяснение ошибок.
2. Различение роли союза да (в значении и и но).
Нужна ли запятая перед союзом да?
1) Учился читать да писать.
2) Мал золотник, да дорог.
3) Ученье да труд к славе ведут.
4) Земляникой да костяникой полны леса.
5) Ум имей хоть маленький, да свой.
Анализ ошибок.
3. Тестовое задание.
Цель: диагностика усвоения материала.
1) Это сложное предложение, перед союзом и надо поставить запятую.
1-й вариант
A) За мирным Днепром, за горами догорала заря и тёплым был воздух вечерний и ясно речное стекло.
Б) Туман встречал нас холодеющим прикосновением и уводил в свой сказочный чертог.
B) Приближение весны чувствовалось и по тёплой испарине земли и по ярким кочкам новой травы.
Г) Свет проникал в ущелье, пронизывал толщу воды и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней
2-й вариант
A) Зайчиков молча посмотрел снизу вверх и сделал короткое слабое движение лежавшими на шинели белыми пальцами.
Б) Ещё шумел весёлый день, толпами улица блистала и облаков вечерних тень по светлым кровлям пролетала.
B) И дрова, и солома прогорели и свет от угольев мед - ленно умирал в темнеющей избе.
Г) Вскоре ветер перешёл в ураган и царство тишины и покоя превратилось в кромешный ад.
2) Это простое предложение с однородными членами.
1-й вариант
A) Мы то карабкались по россыпям то пересекали альпийские луга или бесшумно шагали по молчаливому лесу, устланному зелёным мхом.
Б) То крик филина нарушит тишину то зашуршит в кустах проснувшаяся птица.
B) Я падаю в изнеможении но сейчас же поднимаюсь, охваченный недобрым предчувствием.
Г) На косе стояла палатка проводников, лениво догорал костёр, но ни хозяев ни оленей не было.
2-й вариант
A) С неба не падал не сеялся а словно оседал мелкий дождь.
Б) Отдельных пылинок его ощутить было невозможно а запрокинутое моё лицо и куртка стали уже совсем влажными.
B) Или мы пройдём в ворота искусства или они захлопнутся перед нашим носом.
Г) После обеда Антон Павлович пил чай наверху, на отдельной террасе, или у себя в кабинете или спускался в сад.
Правильный ответ:
1-й вариант: 1) А; 2) А, В.
2-й вариант: 1) Б, В, Г; 2) А, Г.
4. Запись под диктовку.
Бежин луг похож на многие российские луга, и всё- таки он необычен. Мы стоим на краю зелёной равнины. Земля с прудами, садами, оврагами, полосками ржи и пшеницы лежит где-то вверху и со всех сторон опускается в низину обрывами. Дикие груши и дубы, вязы как группами, так и в одиночку растут на пологих склонах. И дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком кажутся синими. К синеве прибавляется золотистый туман и дымка, и горизонт там только угадывается.
Дополнительный дидактический материал.
1. Только нам троим, отцу, мне и Евсеичу, было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие крыши и стены строений и голые сучья деревьев, на мокреть и слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, и на серое небо, и на туман сырого воздуха, на снег и на дождь, то вместе, то попеременно падавшие из потемневших низких облаков.
2. Вихрь настиг детей и ударил в них песком и землёй, листьями, стеблями травы и деревенским сором. Наташа спряталась с братом в рожь и села там на землю, но ветер пригибал рожь так низко, что Наташа временами видела то дом бабушки, то деревню или то, что было далеко в полях и на небе.
Вместе с вихрем пошел град и стал бить в хлеб, и в землю, и в Наташу с Антошкой Она укрыла брата собой и спрятала прежде всего его голову, тесно прижав к себе. Град бил по Наташе то по спине, то по голове, но она молчала, зная, что Антоше теперь не больно и хорошо. Град переменился на крупный прохладный дождь. (О знаках препинания в последнем предложении речь пойдёт на следующем уроке).
V. Домашнее задание:
упр. 170 + задание комплексного анализа; § 26 - в конспект информацию к 3-ей части конспекта.