СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОЮЗАХ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

СРЕДСТВА СВЯЗИ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОЮЗАХ

Цели:

1. Закрепление умения ставить знаки препинания при однородных членах с разными союзами,

2. Формирование умения различать синтаксические конструкции с союзом и.

Оборудование, наглядность: индивидуальный конспект.

Ход урока

I. Орфографическая разминка.

Найти лишнее (подчёркнутые буквы пропущены):

1) ледяной, румяный, слюдяной, серебряный (слово румяный без суффикса);

2) обсушена, туманна, утренний, пустынна (обсушена краткое причастие);

3) весенний, осенний, утренний, каменный (утренний - суффикс -енн-);

4) сплетённый, заброшенный, решённый, выкрашенный (решённый - без приставки);

5) оборванный, размоченный, стриженая, закованная (стриженая - отглагольное прилагательное).


II. Проверка домашнего задания.

1. Найдите в словах орфографической разминки те, которые взяты из текстов домашнего задания (упр. 164, 168), проверьте их написание.

2. Упр. 164 выполняется устно, отвечающему - отметку, для остальных - самопроверка.

3. Индивидуальное задание - упр. 167 - лингвистический рассказ.


III. Анализ синтаксических конструкций.

1. В какой синтаксической конструкции будет верна схема:

Это устойчивые обороты, информация на с. 99

2. Расставьте знаки препинания в схемах, прочитайте их.

image35

3. Упр. 169 устно.


IV. Закрепление изученного.

1. Анализ синтаксических конструкций с союзом и. Нужна ли запятая перед союзом и?

1) Мне нравится в весне её погода и настроение, ожидание лета и радость любви.

2) Дождь лил день и ночь.

3) С улицы раздались крики и гул машин.

4) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.

5) Радостно было на небе, и на земле, и в сердце человека.

6) Конец мая. и мне радостно.

7) Погода была пасмурная и дождливая.

8) Умён и пригож, да на дело не гож.

В тетради должна получиться такая запись: 1 -нет, 2-нет, 3- нет, 4-нет, 5-да, 6-да, 7-нет, 8-нет. Объяснение ошибок.


2. Различение роли союза да (в значении и и но).

Нужна ли запятая перед союзом да?

1) Учился читать да писать.

2) Мал золотник, да дорог.

3) Ученье да труд к славе ведут.

4) Земляникой да костяникой полны леса.

5) Ум имей хоть маленький, да свой.

Анализ ошибок.


3. Тестовое задание.

Цель: диагностика усвоения материала.

1) Это сложное предложение, перед союзом и надо поставить запятую.

1-й вариант

A) За мирным Днепром, за горами догорала заря и тёплым был воздух вечерний и ясно речное стекло.

Б) Туман встречал нас холодеющим прикосновением и уводил в свой сказочный чертог.

B) Приближение весны чувствовалось и по тёплой испарине земли и по ярким кочкам новой травы.

Г) Свет проникал в ущелье, пронизывал толщу воды и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней

2-й вариант

A) Зайчиков молча посмотрел снизу вверх и сделал короткое слабое движение лежавшими на шинели белыми пальцами.

Б) Ещё шумел весёлый день, толпами улица блистала и облаков вечерних тень по светлым кровлям пролетала.

B) И дрова, и солома прогорели и свет от угольев мед - ленно умирал в темнеющей избе.

Г) Вскоре ветер перешёл в ураган и царство тишины и покоя превратилось в кромешный ад.


2) Это простое предложение с однородными членами.

1-й вариант

A) Мы то карабкались по россыпям то пересекали альпийские луга или бесшумно шагали по молчаливому лесу, устланному зелёным мхом.

Б) То крик филина нарушит тишину то зашуршит в кустах проснувшаяся птица.

B) Я падаю в изнеможении но сейчас же поднимаюсь, охваченный недобрым предчувствием.

Г) На косе стояла палатка проводников, лениво догорал костёр, но ни хозяев ни оленей не было.

2-й вариант

A) С неба не падал не сеялся а словно оседал мелкий дождь.

Б) Отдельных пылинок его ощутить было невозможно а запрокинутое моё лицо и куртка стали уже совсем влажными.

B) Или мы пройдём в ворота искусства или они захлопнутся перед нашим носом.

Г) После обеда Антон Павлович пил чай наверху, на отдельной террасе, или у себя в кабинете или спускался в сад.

Правильный ответ:

1-й вариант: 1) А; 2) А, В.

2-й вариант: 1) Б, В, Г; 2) А, Г.


4. Запись под диктовку.

Бежин луг похож на многие российские луга, и всё- таки он необычен. Мы стоим на краю зелёной равнины. Земля с прудами, садами, оврагами, полосками ржи и пшеницы лежит где-то вверху и со всех сторон опускается в низину обрывами. Дикие груши и дубы, вязы как группами, так и в одиночку растут на пологих склонах. И дубы на холмах, и барашки кустов, и даже лошадь с маленьким жеребёнком кажутся синими. К синеве прибавляется золотистый туман и дымка, и горизонт там только угадывается.


Дополнительный дидактический материал.

1. Только нам троим, отцу, мне и Евсеичу, было не грустно и не скучно смотреть на почерневшие крыши и стены строений и голые сучья деревьев, на мокреть и слякоть, на грязные сугробы снега, на лужи мутной воды, и на серое небо, и на туман сырого воздуха, на снег и на дождь, то вместе, то попеременно падавшие из потемневших низких облаков.

2. Вихрь настиг детей и ударил в них песком и землёй, листьями, стеблями травы и деревенским сором. Наташа спряталась с братом в рожь и села там на землю, но ветер пригибал рожь так низко, что Наташа временами видела то дом бабушки, то деревню или то, что было далеко в полях и на небе.

Вместе с вихрем пошел град и стал бить в хлеб, и в землю, и в Наташу с Антошкой Она укрыла брата собой и спрятала прежде всего его голову, тесно прижав к себе. Град бил по Наташе то по спине, то по голове, но она молчала, зная, что Антоше теперь не больно и хорошо. Град переменился на крупный прохладный дождь. (О знаках препинания в последнем предложении речь пойдёт на следующем уроке).


V. Домашнее задание:

упр. 170 + задание комплексного анализа; § 26 - в конспект информацию к 3-ей части конспекта.






Для любых предложений по сайту: [email protected]