Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы
ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ
Цели:
1. Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них.
2. Формирование умения выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями.
Ход урока
I. Орфографический повтор.
1. Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.
1) собиратель, зажигать, сочетание, внимание;
2) современник, связаны, естественно, пустынный;
3) по-французски, по зимнему, по-нашему по видимому;
4) окружённый, холщовый, плечом, горячо.
1) сочетание - слово-исключение среди корней с чередованием;
2) связаны - -и- в суффиксе краткого причастия;
3) по-французски - остальные слова могут писаться и через дефис, и раздельно;
4) окружённый - -ё- в суффиксе глагольной части речи (причастие - особая форма глагола).
Задание: придумайте свои примеры на те же орфограммы.
2. Орфографический выборочный диктант. Записать в два столбика вводные слова и похожие на них. Материал на с. 127, 128, 133.
II. Изучение нового материала.
1. Лингвистический рассказ по § 30.
2. Упр. 228 - письменно как примеры.
• Утки - их было десять - каждое утро дружно шагали к пруду.
• Иван Матвеевич уже тогда (это было лет тридцать - тридцать пять назад, ещё в прошлом веке) был человеком немолодым.
III. Закрепление изученного.
1. Упр. 227 - выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно 1-3-е предложения, обратить внимание на причастные и деепричастные обороты.
2. Пунктуационный и орфографический повтор.
Не раздумывая (я уже не раз отмечал, что на это времени не было), подчиняясь одному чувству страха, Сергей, нагнувшись, юркнул в тёмную лазейку и, по- видимому, побежал вдоль стены. Он спотыкался о корни (они торчали, словно многорукий великан растопырил свои пальцы), разбивая себе в кровь руки, но тотчас вставал, не замечая, кажется, боли, и опять бежал вперёд, согнувшись почти вдвое и не слыша своего крика Арто кинулся следом за ним.
(По А. Куприну)
Эти предложения записаны на доске или показаны с помощью проектора Первым выполнившим задание правильно поставить отметку, затем самопроверка по образцу и графическое объяснение.
Или - упр. 229: 1-й абзац - карандашом, 2-й - письменно.
3. Синтаксический разбор предложения: Сквозь цветы, и листья, и колючие ветви, кажется, глянет старый дом в сердце моё.
IV. Домашнее задание:
§ 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1-й абзац - предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац - 1; 5-й абзац -1,3; 6-й абзац - 1, 2).