УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели:

1. Понятие об уточнении

2. Диагностика усвоения темы «Обособление обстоятельств».

3. Закрепление умения работать с тестом.

4. Орфографический повтор.

Ход урока

I. Речевая разминка.

Исправьте в предложениях речевые ошибки в употреблении причастного и деепричастного оборотов.

1) Стройный лёгкий силуэт Адмиралтейского шпиля, видящийся с разных сторон города, является одним из лучших его украшений.

2) Увидев Кистенёвку, сердце Дубровского радостно забилось.

3) Прочитанная лекция для слушателей имела большой успех.

4) Глядя на эти ослепительно сверкавшие струи раскалённого металла, глазам было больно.

Запишите в исправленном виде одно предложение с причастным, одно - с деепричастным оборотом.


II. Проверка домашнего задания.

Упр. 306 - проверка и самопроверка. Ответить на все возникшие вопросы по пунктуации и орфографии.


III. Тест-диагностика.

1. Различайте причастный и деепричастный обороты. В этом предложении надо обособить деепричастный оборот.

А) И кружились под луной,

Точно вырезные

Опьянённые весной

Бабочки ночные.

Б) А лес шумел! Зелёно-золотой

Шумел мой лес живицей опьяняя

И лось трубил, и белка молодая

Ловила лист, летящий над землёй.

В) Горы ещё не освещенные солнцем выделялись на посветлевшем небе.

Г) Светит лампа в избе укромной

Освещая осенний мрак.

2. В этом предложении обособляются два однородных обстоятельства, соединённые союзом и, запятая между ни- ми не ставится.

A) Дождь был грибным.

По крышам дождь названивал

И солнце протянуло руки в комнату,

И, не щадя ни возраста, ни звания,

Весна пришла как старая знакомая.

Б) Сорока вспорхнула и распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

B) Старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят.

Г) Шум прибоя растёт, ледяной ветер вздымает и бешено срывает волны разнося по воздуху брызги и резкий запах моря.

3. В этом предложении допущена пунктуационная ошибка.

A) Бежит, бежит тропинка полевая

То под откос, то вновь на бугорок,

И от цветка к цветку перелетая.

Над ней лиловый вьётся мотылёк.

Б) Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или, наконец, на хорошо знакомом утесе, слепой слышал шелест листьев да шёпот травы.

B) А на западе блестело последним светом закатывающееся солнце, обливая розовым огнем верхушки леса, и скалистые гребни гор.

Г) Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул пиджак тяжёлый от воды, как чугун.

4. В этом предложении надо обособить обстоятельство образа действия, выраженное одиночным деепричастием.

A) Алексей вздохнул прощаясь с затухавшим костром и снова побрёл по дороге.

Б) Вздыхает трава умирая

Под острой певучей косой.

B) День за днём идёт мелькая, а царевна молодая все в лесу...

Г) У двери с чёрной вывеской треста Нахохлившись на стуле сторож спал

5. Различайте деепричастия и наречия, образованные от деепричастий. В этом предложении употреблено наречие. Знаки препинания не ставятся.

A) Не спеша он стянул с натертой ноги тяжёлый сапог и снял шерстяной чулок.

Б) Смолой и солнцем пахнет хвоя,

Замолкнув, сосны дремлют стоя.

B) Разве можно расстаться шутя,

Если так одиноко у дома,

Где лишь плачущий ветер-дитя

Да поленница дров и солома.

Г) Волнуется южное море.

Склоняясь шумят кипарисы.

6. В этом предложении надо обособить обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

А) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно.

Б) Чёрная речка вследствие таяния снега и ледников вышла из берегов и затопила низкие пастбища.

В) Бульба по случаю приезда сыновей велел созвать всех сотников и весь полковой чин, кто был налицо.

Г) Одна из волн игриво вскатывалась на берег и вызывающе шумя ползёт к голове Рагима.


Правильный ответ:

1) Б, Г; 2) В; 3) А, В; 4) В, Г; 5) А, Б, В; 6) А, Б, В.


IV. Изучение нового материала.

1. Деловая игра.

Нам необходимо грамотно составить объявление. Вот его текст: «20 апреля, в 20.00, в школе № в её прекрасном актовом зале, состоится дискотека. Приглашаются все желающие, кроме настроившихся поскучать, то есть решивших остаться дома. С собой, наряду с улыбкой и хорошим настроением, можно взять друзей. Ди-джей».

Задание: расставьте знаки препинания, воспользовавшись материалом § 35, объясните их.

2. Упр. 308 устно. Выразительно прочитать, соблюдая интонацию обособления; в этом помогут стоящие запятые, обособляющие уточняющие члены предложения. Назовите уточнение и обстоятельство, которое оно уточняет задавая вопрос.

3. Упр. 310 - устно.

Учитель: Почему выделенные слова - не уточнение? (Отвечают на разные вопросы.)


V. Закрепление изученного.

1. Упр. 313. 1-е предложение - карандашом проставить знаки препинания, 2-е - самостоятельно.

2. Упр. 314 - самостоятельное графическое объяснение знаков препинания.

3. Упр. 309 - любые 5 предложений с разными значениями.

Второе и третье задания дать сразу.


VI. Домашнее задание:

упр. 316, обратить внимание на задание 2.






Для любых предложений по сайту: [email protected]