ЦИТАТЫ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

Уроки Русского языка в 8 классе поурочные планы

ЦИТАТЫ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

Цели:

1. Знакомство с тремя способами цитирования.

2. Формирование умения цитировать поэтические строчки.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка.

1. На месте каких цифр должны быть запятые?

Озарённые светом (1) неверно (2) и трепетно горевшим (3) они (4) казались (5) диким сонмищем гномов (6) окруженных тяжелым (7) подземным паром (8) в мраке непробудной ночи.

1) 1, 3, 4, 5, 6; 2) 1, 3, 6, 8; 3) 3, 4, 5, 6, 7; 4) 1, 2, 3, 6, 8.

2. Сколько в данном предложении обособленных определений?

1) одно; 2) два; 3) три; 4) четыре.

3. Слов каких частей речи нет в этих предложениях?

1) местоимений, 2) прилагательных; 3) наречий; 4) частиц.

4. В каком слове количество букв больше, чем звуков?

1) казались; 2) светом; 3) непробудной; 4) горевшим.

5. В этом слове орфограмма - проверяемая безударная гласная.

1) озарённые; 2) горевшим; 3) непробудной; 4) казались.

6. Это слово разобрано по составу неправильно.


II. Изучение нового материала.

1. Объяснение трёх способов цитирования.

1-й способ - прямое цитирование, то есть прямая речь, сопровождаемая словами автора. Знаки препинания как при прямой речи.

2-й способ - частичное цитирование: дословная часть цитаты выделяется кавычками, пишется с маленькой буквы.

3-й - ссылка на цитату.

Особое внимание - цитирование поэтического текста без кавычек, см. на с. 195 учебника.

2. Анализ синтаксических конструкций

Дана цитата «Поэт создаёт свой собственный мелодичный строй, опираясь на музыкальную основу народного языка». (С. Маршак)

1-й способ: С. Маршак писал: «Поэт ..»

2-й способ: С. Маршак, говоря о мелодичном строе поэзии, отмечал, что у каждого поэта она опирается «на музыкальную основу народного языка».

3-й способ: С. Маршак утверждал, что в мелодичном строе, созданном поэтом, основой является музыкальность народного языка.

Объяснить, что умение цитировать разными способами необходимо при написании творческих работ, так как делает письменную речь более выразительной и разнообразной.


III. Творческое задание.

Процитировать 1 -м и 2-м способами три любых предложения из упр. 340 и любимое четверостишие.


IV. Домашнее задание.

Упр. 341 устно, 340 - оставшиеся предложения, 406 - карандашом.






Для любых предложений по сайту: [email protected]