Приложение

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Приложение

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Мчится по сухой тропинке заяц-русак.

Камень-сердце сверху был черный.

Особенно хороша ель зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах.

Учитель. Прочитайте предложения. Расположите их в порядке увеличения известных вам видов определений.

Учащиеся выполняют задание коллективно.


2. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Расскажите все, что вы знаете об определении.

Один ученик рассказывает теорию, остальные приводят соответствующие примеры.


3. Определение темы и цели урока

Учитель. Вернемся к предложениям на доске. Обратите внимание на слова, написанные через дефис. Задайте вопрос от первого слова каждой пары ко второму.

Если эти слова отвечают на вопрос какой? какие?, то каким членом предложения они являются?

Это определения.

Учитель. Это особый вид определения, которое не существует само по себе, а прилагается к определяемому слову. Учитывая эту особенность, скажите, как может называться это определение, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. Используйте для этого опорную запись.

Цель:

* узнать ... ... П и что ... ... обозначать;

* познакомится с ... ...;

* учиться правильно ... П.

Цель урока: узнать, что такое приложение и что оно может обозначать; познакомиться с видами приложений; учиться правильно писать приложения.


4. Изучение нового материала

Учитель. Подчеркните в написанных предложениях приложения. Скажите, какой частью речи они выражены и в чем согласуются с определяемым словом.

Учащиеся, отвечая на вопросы, составляют дефиницию приложения.

Карточка 1

1. Чехов — пейзажист вошел в литературу как певец дорогой его сердцу русской природы.

2. Инженер Иванов закончил работу.

3. Под мостом Нева-река.

4. Река Волга — самая могучая в России.

5. Спортсмен-японец стал победителем.

Учитель. Еще раз проанализируйте приложения, написанные на доске, и приложения, в предложениях карточки 1. Скажите, что могут обозначать приложения.

Учащиеся обсуждают вопрос в парах и делают вывод.

Учитель. Определите, в каких случаях ставится дефис между приложением и определяемым словом, а в каких не ставится. Как оформляется приложение, выраженное именем собственным?

Учащиеся работают в группах или парах, делают вывод. Обобщается весь материал о приложении, читается соответствующий параграф учебника.


5. Закрепление изученного

Упражнение 1

Осины подростки подростки березки ведут хоровод на лесном перекрестке.

Как ниточка паутиночка, среди других дорог бежит, бежит тропиночка и путь ее далек.

Жонглеры медвежата собаки акробаты канатоходец слон, всемирный чемпион.

Спят давно щебетуньи синицы спит под снегом ручей говорун.

Дрозд стыдит зарю лентяйку что любит сон и тишину.

Учитель. Прочитайте предложения и сгруппируйте их по числу приложений. Найдите то, которое осталось без пары. Во время выполнения задания учитывайте тему урока. Сгруппированные предложения и предложение, оставшееся без пары, напишите. Какая часть работы не отмечена в моем задании?

Нужно поставить пропущенные знаки препинания.

Учащиеся группируют предложения по количеству приложений. Объясняют постановку пропущенных знаков препинания.

Задания к упражнению:

1. Назовите предложения, в которых есть равное количество слов с одинаковой орфограммой. (Учащиеся устно называют и графически обозначают орфограммы.)

2. Какое сказуемое в этих предложениях можно выделить и почему?

3. Назовите все приложения из данных предложений и исключите их по одному самостоятельно найденному признаку.


Упражнение 2

Под мостом Нева река.

Шат горою называлась гора Эльбрус.

Ходил Стенька Разин в город Астрахань товары торговать.

Памятник ИА. Крылову предлагали воздвигнуть на берегу реки Невы.

Произведения под названием Кавказский пленник написаны тремя авторами: А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Л. Н. Толстым.

На Черном море Маяковский увидел теплоход Теодор Нетте.

2 [ ] + 2 [ ] + 2 [ ]

Учитель. Прочитайте предложения. Обратите внимание на данную к ним формулу. Сформулируйте задание к упражнению. Не забывайте о теме урока.

Нужно сгруппировать предложения попарно в зависимости от написания имеющихся в них приложений. Написать их, поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание в парах, проводится проверка.

Вопросы и задания к упражнению:

1. Назовите орфограммы, которые встречаются в данных предложениях только один раз.

2. Укажите предложения с неполной грамматической основой.

3. В каком слове (названием или называлась) больше морфем и звуков?


Упражнение 3

Восемьдесят процентов всех цветковых растений образуют семена и плоды только при помощи насекомых опылителей. Если исчезнут опылители, исчезнут и эти растения. Насекомые почвообразователи перемешивают разрыхляют и удобряют почву таким образом увеличивая ее плодородие. Насекомые санитары очищают поля леса пастбища. Для многих зверей и птиц насекомые представляют основную пищу.

Так пусть же бабочки и пчелы пьют нектар на цветах. Пусть несут свою вахту на земле жуки жужелицы. Пусть кипит жизнь в муравейниках. Пусть шмель летит к своему гнезду. От нас с вами во многом зависит, жить или не жить на земле полезным насекомым.

Ученые утверждают, что из всех известных видов насекомых настоящие вредители составляют всего один процент. Правда, эти немногие виды обладают великолепной способностью размножаться, и человек много сил тратит на борьбу с ними. Остальных насекомых рекомендуется охранять.

Учитель. Прочитайте запись, познакомьтесь со схемой. Сформулируйте задание к упражнению.

Из данных частей нужно составить текст. Ориентиром должны служить приложения. В первой части их нет, во второй — три, в третьей — одно.

Учитель. Напишите ту часть текста, предложения которой осложнены двумя видами синтаксических конструкций. Подумайте, что еще нужно сделать во время записи.

Учащиеся записывают вторую часть текста, так как в ней имеются однородные члены и деепричастные обороты. Ставят пропущенные знаки препинания.

Задания к написанной части:

1. Объедините слова написанной части текста по орфограммам. Начните ответ с группы, которая соответствует теме урока. Продолжите характеристикой групп, в которых такое же или большее количество слов. (Учащиеся рассказывают о написании приложений, слов с непроверяемой безударной гласной в корне, с проверяемой безударной гласной в корне.)

2. Назовите подлежащее, в котором максимальное количество слов.

3. Составьте цепочку слов по принципу постепенного уменьшения в них количества морфем. Начните подбор со слова разрыхляют. (Возможный вариант: Слушается несколько ответов с обоснованием.)


6. Итог урока

Учитель. Расскажите все, что вы узнали о приложении.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]