Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Определенно-личные предложения
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
Редкие тучки разбегались по нежно голубому своду.
(Л. Толстой)
Стою один среди равнины голой.
(С. Есенин)
Из под стола бесшумно выползла большая светло рыжая собака.
(А. Гайдар)
Листья медленно падая шепчутся прощаясь навек.
(М. Пришвин)
Первые лучи солнца пробив сквозившую тучу блеснули в небе пробежав по земле и по небу.
(Л. Толстой)
Из за холмов неожиданно показалось пепельно седое кудрявое облако.
(А. Чехов)
Город утонул в мелово туманной тени.
(В. Короленко)
Учитель. Прочитайте предложения. Объедините их попарно в зависимости от пропущенных знаков препинания. Составленные пары предложений напишите в порядке увеличения в них пунктуационных знаков.
Задание можно выполнять по трем вариантам. Каждый вариант записывает свою пару предложений.
Учитель. В каждой паре предложений найдите и назовите слова с одинаковой орфограммой.
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Назовите предложение, которое осталось без пары. Скажите, что его объединяет с остальными шестью предложениями.
Все предложения простые, повествовательные, невосклицательные, распространенные.
Учитель. Найдите разницу в данных предложениях.
Предложение Стою один среди равнины голой односоставное, так как в нем нет подлежащего, а остальные — двусоставные.
Учитель. Подлежащее в этом предложении действительно отсутствует. Но по форме сказуемого-глагола легко определяется лицо и число местоимения, которое могло бы выполнять в этом предложении роль подлежащего. Учитывая это обстоятельство, скажите, как называются такие предложения, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
При необходимости преподаватель направляет, корректирует, уточняет ответы учащихся. Сформулированная тема записывается на доске.
3. Ознакомление с новым материалом
Учитель. Напишите неопределенно-личное предложение. Подчеркните в нем главный член. Определите, какой формой глагола он выражен.
Далее проводится аналогичная работа с предложением Не хотите ли чаю?
Учитель. Сделайте вывод о том, какие предложения называются определенно-личными.
Учащиеся составляют определение исследуемого вида предложений.
Учитель. Почему в определенно-личных предложениях подлежащее не обязательно?
При необходимости учитель уточняет предположения школьников.
Учитель. Скажите, в какой речи чаще встречаются определенно-личные предложения. Обобщите наши рассуждения и расскажите все, что вы узнали об определенно-личных предложениях.
4. Закрепление изученного
Упражнение 1
1. Дождь шумел гудел хлопал.
(М. Шолохов)
[ ].
2. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах огромных гор.
(М. Лермонтов)
[ ].
3. Наряжу коня наточу булат затяну чекмень полечу в леса.
(А. Кольцов)
[ ].
Справка: Дадим друг другу руки и вместе двинемся вперед.
Вода бурлила клокотала пенилась.
Огромная туча пролилась теплым летним обильным дождем.
Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.
К предложениям под номерами 1, 2, 3 нужно подобрать по одному простому предложению из справки так, чтобы их характеристики совпадали. Вставить пропущенные знаки препинания.
Упражнение выполняется коллективно. Особое внимание должно уделяться определенно-личным предложениям. В них выделяется сказуемое-глагол и указывается его форма. Повторяется материал об определенно-личных предложениях.
Учитель. Назовите орфограммы, которые есть в словах определенно-личных предложений, но они отсутствуют в двусоставных предложениях.
Упражнение 2
Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье.
(М. Лермонтов)
Что посеешь, то и пожнешь.
Долго сидишь в темноте на корточках, потом становишься на колени и ждешь.
На острове, заросшем ивняком, кормились два лося.
(Д. Житенев)
Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой.
(Ф. Тютчев)
Стояла густая, мрачная ночь.
Что написано пером, того не вырубишь топором.
Заберешься на дерево и ешь ягоды целыми горстями.
Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека.
(В. Сухомлинский)
Учитель. Прочитайте предложения. Составьте из них три группы по принципу «третий лишний» так, чтобы в каждой из них было по два определенно-личных предложения.
Задание выполняется в парах или группах. Возможный вариант:
1. Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье.
Заберешься на дерево и ешь ягоды целыми горстями.
Стояла густая, мрачная ночь.
2. Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека.
3. Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой.
На острове, заросшем ивняком, кормились два лося.
Долго сидишь в темноте на карточках, потом становишься на колени и ждешь.
Учитель. Расскажите о написании слов с мягким знаком, предварительно сгруппировав их по орфограммам. Назовите слова, в которых количество морфем больше, чем в слове нагонишь.
Задание можно выполнить на соревновательной основе.
Упражнение 3
[ О-Л ].
Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами.
[ О-Л ].
Оказывается, что капли росы собрались в треугольных листках травы и блестят на солнце.
[ О-Л ].
Капелька скатится как шарик светлый, и проскользнет мимо стебля.
[ О-Л ].
Росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.
(По Л. Толстому)
Справка:
Сорвешь такую чашечку, поднесешь ко рту выпьешь.
Солнечным утром пойдешь в лес и увидишь алмазы.
Неосторожно сорвешь листок с росинкой.
Подойдешь ближе и разглядишь их.
Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к упражнению.
Между двусоставными предложениями нужно расположить определенно-личные предложения из справки так, чтобы получился текст.
Задание выполняется сначала устно, затем записывается. Выделяются грамматические основы в предложениях.
Задания к упражнению:
1. Скажите, что объединяет все определенно-личные предложения этого текста.
2. Составьте цепочку слов с орфограммами, о которых мы не говорили на сегодняшнем уроке. (Задание выполняется в парах на соревновательной основе.)
3. Назовите слова, в которых корень состоит из двух букв.
5. Итог урока
Учитель. С каким видом односоставных предложений вы познакомились сегодня?
Мы познакомились с определенно-личными предложениями.
Учитель. Расскажите об определенно-личных предложениях.
Один ученик рассказывает теоретическую часть, примеры приводят все учащиеся класса.
Учитель. Дома составьте рассказ, в котором было бы не менее четырех определенно-личных предложений. Выделите в них основу. Укажите форму сказуемого-глагола.