Правописание суффиксов (повторение изученного в 5—7 классах)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Правописание суффиксов (повторение изученного в 5—7 классах)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Д...бр?та, к...мпьютерщик, раств...ря?щийся, б...л?зна, к...рабл?к, оз...ря?мый, с...н?ватый, ...реш?к, вым...р?в, выг...р?л.

Учитель. Прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на три группы по двум признакам одновременно, учитывая их морфологическую категорию и виды пропущенных в корне орфограмм.

Учащиеся выделяют имена существительные и прилагательные с проверяемой безударной гласной в корне; имена существительные с непроверяемой безударной гласной в корне; глаголы и глагольные формы с чередующейся гласной. Повторяют соответствующие правила.


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Еще раз внимательно посмотрите на слова, с которыми вы сейчас работали. Скажите, о правописании какой морфемы мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Не считая корня, она есть в каждом из этих слов.

В каждом из этих слов, кроме корня, есть суффикс. Значит, тема сегодняшнего урока: Правописание суффиксов.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Отталкиваясь от темы и используя опорную запись, сформулируйте цель урока.

Цель:

* систематизировать ... о ... ...;

* закрепить ... ... Г и С в ... С, П, Г, Прич., Д;

* повторить ЗП при ОД, ДО, ПО.

Цель урока: систематизировать знания о правописании суффиксов; закрепить правила о правописании гласных и согласных в существительных, прилагательных, глаголах, причастиях, деепричастиях; повторить знаки препинания при одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах, причастных оборотах.


3. Актуализация знаний

Фронтальная беседа:

— Какие разделы лингвистики мы повторяем?

— Что изучается в этих разделах науки о языке?

— В каких морфемах мы повторяем орфограммы?

— На повторение какой морфемы остановимся сейчас?

Дайте ей определение.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Учитель. Учитывая типы орфограмм в корне написанных на доске слов, задайте вопросы к каждому ряду слов, чтобы ответ начинался с определения типа орфограмм в суффиксе. (Учащиеся формулируют три вопроса о типе орфограмм в суффиксах написанных слов, отвечают на них, обосновывая свои ответы примерами.) Возможные вопросы:

1. В каком ряду имеются слова с непроверяемой гласной в суффиксе?

2. В каком ряду пишутся чередующиеся гласные в суффиксе?

3. В каком ряду суффиксы пишутся в зависимости от грамматической формы слов, в которых они находятся?

Дополнительные вопросы и задания:

1. Что необходимо знать о правописании гласных и согласных в суффиксах? (Часть речи и грамматическую форму.)

2. Укажите два слова, в которых звуков больше, чем букв из-за гласной в суффиксе. (Растворяющийся, озаряемый.)

3. Назовите слово, в котором наблюдаются фонетические процессы. (Вымерев.)

4. Найдите слово с самым большим морфемным составом. (Растворяющийся.)


Упражнение 2

Заносч...вый, карман...ик, бор...щийся, завис...мый, цветоч...к, приветл...вый, син...нький, человеч...к, хлопоч...щий, пил...щий, бел...ватый, стакан...ик, портфель...ик, юн...сть, завис...щий, бел...зна, беле...щий, карандаш...к, дожд...к, костюм...ик, писат...ль, вид...мый, орех...вый, управля...мый.

Образец:

Учитель. Познакомьтесь с записью. Определите, по какому принципу подобраны слова в образце. Сформулируйте задание к упражнению.

Из данных слов нужно составить ряды. В каждом ряду по три слова. Слова должны быть подобраны так, чтобы орфограммы в суффиксе не повторялись.

Учащиеся выполняют задание совместно с учителем, дома — самостоятельно или в парах. Повторяют правила о правописании суффиксов.


Дополнительные задания:

1. Подумайте, на сколько групп можно разделить все слова в упражнении в зависимости от орфограммы в корне.

2. Назовите слово, в котором совпадает количество букв в корне и суффиксе.


5. Словарно-орфографическая работа

На доске написаны слова:

Угон...ик, приказ...ик, инструменталь...ик, навод...ик, танцов...ик, артель...ик, разнос...ик, руб...ик, атом...ик.

Учитель. Прочитайте написанные на доске слова. Соедините первые буквы корней слов с суффиксом -щик и вы узнаете новое словарное слово.

Учащиеся выполняют задание. Получается слово гитара. Выявляется лексическое значение слова гитара, особенности его написания, морфологическая и морфемная характеристики.


6. Тренировочные упражнения (продолжение)

Упражнение 3

Что-то смеялось в его лице когда песня расходилась ускоряемая им и в местах переборов открывалось что-то неизъяснимое.

Дядюшка не ответив улыбнулся.

Несколько театральным жестом отставив локоть он взял гитару повыше и подмигнув Анисье Федоровне взял один высокий, чистый аккорд.

Ни на кого не глядя он сдунул пыль с крышки гитары настроил ее и поправился в кресле.

(По Л. Толстому)

Учитель. Продолжим работу над словом гитара. Прочитайте предложения, рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению.

Предложения нужно написать в порядке, соответствующем схемам.

Задание выполняется учащимися самостоятельно. Проверка последовательности записи предложений, знаков препинания.


Дополнительные задания:

1. Объясните правописание слов по теме урока.

2. Найдите часть речи, которая отсутствует в первом предложении, но имеется в остальных. Расскажите о написании этих слов.

3. Назовите слова с таким же количеством звуков, как в слове её.


7. Итог урока

Учитель. Какой материал мы повторяли на сегодняшнем уроке?

Мы повторяли правописание суффиксов.

Учитель. Еще раз назовите известные вам группы суффиксов в зависимости от имеющихся в них орфограмм. Расскажите об их написании. Приведите примеры.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]