Обособленные обстоятельства (закрепление)

Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс

Обособленные обстоятельства (закрепление)

Ход урока

1. Мобилизующий этап

На доске запись:

Птица баба это розовый пеликан

Это птица с массивным туловищем огромным клювом большими крыльями лапы на которых она неуклюже передвигается по суше.

[ ]. ← ОП

[ ], ( ). ← Об. Об.

Справка: переваливаясь с боку на бок; одна из самых крупных птиц нашей страны.

Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Здесь написаны два предложения. В каждое из них нужно добавить по одной синтаксической конструкции, указанной в справке. Их надо закончить, используя схемы и справку. В простое предложение ввести обособленное приложение, в сложное — обособленное обстоятельство. Поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание сначала устно, затем письменно.

Задания к предложениям:

1. Укажите орфограммы, которые есть в сложном предложении, но их нет в простом.

2. Подберите к слову птица другое слово, совпадающее с ним не менее чем по трем признакам. (Например, суше — это имена существительные; в них все согласные глухие; в них по две морфемы.)

3. Назовите имеющиеся в предложениях синтаксические конструкции. Расскажите о знаках препинания при них. (Учащиеся выделяют однородные члены предложения, одиночные приложения, обособленное распространенное приложение, обособленное обстоятельство.)


2. Определение темы и цели урока

Учитель. Учитывая вид синтаксической конструкции, которую вы вводили в сложное предложение, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

В сложное предложение мы вводили обособленное обстоятельство. Значит тема сегодняшнего урока: Обособленное обстоятельство.

Тему урока учитель записывает на доске.

Учитель. Учитывая тему и тот факт, что с ней мы уже знакомы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: повторить изученный материал об обособленных обстоятельствах; учиться находить обособленные обстоятельства и использовать их в устной и письменной речи.

Для точного формулирования цели преподаватель может написать опорные слова: повторить ..., совершенствовать ..., использовать ... .


3. Повторение изученного

Учитель. Составьте краткий рассказ-сообщение об обособленных обстоятельствах. Рассказ сопровождайте примерами.


4. Тренировочные упражнения

Упражнение 1

Пеликаны на рыбную ловлю отправляются большими стаями.

Как же ее изловить?

Выбрав удобное по их разумению место ошибаются они редко птицы развертываются цепочкой потом образуют дугу и устремляются к берегу сильно хлопая при этом размашистыми крыльями по поверхности воды а клюв сачок бороздит под водой.

Несмотря на подвижность и быстроту рыб питаются пеликаны только ею.

Перепуганная рыба мечется ударяясь о дно выпрыгивая из воды но так или иначе попадает в пасть пеликана.

image36

Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению так, чтобы в нем были использованы обособленные обстоятельства. Поставьте недостающие знаки препинания.

Учащиеся предлагают свои варианты заданий. Например: «Ориентируясь на схемы, из данных упражнений нужно составить текст. В предложениях поставить недостающие знаки препинания». Задание выполняется в группах.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Назовите обособленное обстоятельство, которое можно выделить из остальных по какому-либо признаку.

2. Укажите две синтаксические конструкции. Одна из них в предыдущем упражнении встретилась дважды. Второй в нем не было. (Речь идет об одиночном приложении и вводном предложении.)

3. Назовите слово, в приставке которого букв больше, чем в корне. (Перепуганная.)

4. Укажите морфологическую категорию, которая в двух выполненных упражнениях встретилась один раз. (Перепуганная.)


Упражнение 2

Оно строится из сучков веток палок сухой травы стеблей камыша.

Крупные предметы пеликан носит в клюве зажав их челюстями.

Гнездо пеликана это грубоватое громоздкое сооружение.

Строит гнездо самка а самец «снабженец».

Стройматериал птица собирает в окрестностях совершая около сорока переходов.

Он подносит к месту строительства траву набирая ее в свой горловой мешок.

Учитель. Продолжим разговор по теме урока и об интересной птице, пеликане. Прочитайте предложения в очередном упражнении. Напишите их в соответствии со следующими указаниями. В первом и третьем предложениях должен быть такой пунктуационный знак, какой имеется в простом предложении написанного в самом начале урока упражнения, но мы о нем не говорили во время его анализа. Второе предложение с однородными членами. В остальных предложениях имеются синтаксические конструкции, соответствующие теме урока. Порядок этих предложений вам подскажет логика. Поставьте недостающие знаки препинания.

Учащиеся указывают виды обособленных обстоятельств.

Дополнительные задания к упражнению:

1. Из слов выполненных на уроке упражнений составьте словарный диктант, включив в него четыре вида орфограмм и подобрав на каждую орфограмму по три слова.

2. Определите, в каком слове больше морфем: сооружение, совершая.

3. Сделайте полный фонетический разбор имени числительного из данного упражнения.


Упражнение 3

Учитель. Используя слова, с которыми вы работали при выполнении дополнительных заданий, составьте предложения. Они должны соответствовать теме урока, но не повторять уже рассмотренные пункты правила.

Учащиеся выполняют задание в парах или группах, повторяют соответствующие пункты правила.


5. Итог урока

Учитель. Расскажите об основных случаях обособленных обстоятельств. Приведите примеры.

Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.






Для любых предложений по сайту: [email protected]