Русский язык - Конспекты уроков для учителя 8 класс
Обособленные обстоятельства (закрепление)
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске запись:
Птица баба это розовый пеликан
Это птица с массивным туловищем огромным клювом большими крыльями лапы на которых она неуклюже передвигается по суше.
[ ]. ← ОП
[ ], ( ). ← Об. Об.
Справка: переваливаясь с боку на бок; одна из самых крупных птиц нашей страны.
Учитель. Познакомьтесь с записью. Сформулируйте задание к этому упражнению.
Здесь написаны два предложения. В каждое из них нужно добавить по одной синтаксической конструкции, указанной в справке. Их надо закончить, используя схемы и справку. В простое предложение ввести обособленное приложение, в сложное — обособленное обстоятельство. Поставить недостающие знаки препинания.
Учащиеся выполняют задание сначала устно, затем письменно.
Задания к предложениям:
1. Укажите орфограммы, которые есть в сложном предложении, но их нет в простом.
2. Подберите к слову птица другое слово, совпадающее с ним не менее чем по трем признакам. (Например, суше — это имена существительные; в них все согласные глухие; в них по две морфемы.)
3. Назовите имеющиеся в предложениях синтаксические конструкции. Расскажите о знаках препинания при них. (Учащиеся выделяют однородные члены предложения, одиночные приложения, обособленное распространенное приложение, обособленное обстоятельство.)
2. Определение темы и цели урока
Учитель. Учитывая вид синтаксической конструкции, которую вы вводили в сложное предложение, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
В сложное предложение мы вводили обособленное обстоятельство. Значит тема сегодняшнего урока: Обособленное обстоятельство.
Тему урока учитель записывает на доске.
Учитель. Учитывая тему и тот факт, что с ней мы уже знакомы, сформулируйте цель урока.
Цель урока: повторить изученный материал об обособленных обстоятельствах; учиться находить обособленные обстоятельства и использовать их в устной и письменной речи.
Для точного формулирования цели преподаватель может написать опорные слова: повторить ..., совершенствовать ..., использовать ... .
3. Повторение изученного
Учитель. Составьте краткий рассказ-сообщение об обособленных обстоятельствах. Рассказ сопровождайте примерами.
4. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
Пеликаны на рыбную ловлю отправляются большими стаями.
Как же ее изловить?
Выбрав удобное по их разумению место ошибаются они редко птицы развертываются цепочкой потом образуют дугу и устремляются к берегу сильно хлопая при этом размашистыми крыльями по поверхности воды а клюв сачок бороздит под водой.
Несмотря на подвижность и быстроту рыб питаются пеликаны только ею.
Перепуганная рыба мечется ударяясь о дно выпрыгивая из воды но так или иначе попадает в пасть пеликана.
Учитель. Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте задание к упражнению так, чтобы в нем были использованы обособленные обстоятельства. Поставьте недостающие знаки препинания.
Учащиеся предлагают свои варианты заданий. Например: «Ориентируясь на схемы, из данных упражнений нужно составить текст. В предложениях поставить недостающие знаки препинания». Задание выполняется в группах.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Назовите обособленное обстоятельство, которое можно выделить из остальных по какому-либо признаку.
2. Укажите две синтаксические конструкции. Одна из них в предыдущем упражнении встретилась дважды. Второй в нем не было. (Речь идет об одиночном приложении и вводном предложении.)
3. Назовите слово, в приставке которого букв больше, чем в корне. (Перепуганная.)
4. Укажите морфологическую категорию, которая в двух выполненных упражнениях встретилась один раз. (Перепуганная.)
Упражнение 2
Оно строится из сучков веток палок сухой травы стеблей камыша.
Крупные предметы пеликан носит в клюве зажав их челюстями.
Гнездо пеликана это грубоватое громоздкое сооружение.
Строит гнездо самка а самец «снабженец».
Стройматериал птица собирает в окрестностях совершая около сорока переходов.
Он подносит к месту строительства траву набирая ее в свой горловой мешок.
Учитель. Продолжим разговор по теме урока и об интересной птице, пеликане. Прочитайте предложения в очередном упражнении. Напишите их в соответствии со следующими указаниями. В первом и третьем предложениях должен быть такой пунктуационный знак, какой имеется в простом предложении написанного в самом начале урока упражнения, но мы о нем не говорили во время его анализа. Второе предложение с однородными членами. В остальных предложениях имеются синтаксические конструкции, соответствующие теме урока. Порядок этих предложений вам подскажет логика. Поставьте недостающие знаки препинания.
Учащиеся указывают виды обособленных обстоятельств.
Дополнительные задания к упражнению:
1. Из слов выполненных на уроке упражнений составьте словарный диктант, включив в него четыре вида орфограмм и подобрав на каждую орфограмму по три слова.
2. Определите, в каком слове больше морфем: сооружение, совершая.
3. Сделайте полный фонетический разбор имени числительного из данного упражнения.
Упражнение 3
Учитель. Используя слова, с которыми вы работали при выполнении дополнительных заданий, составьте предложения. Они должны соответствовать теме урока, но не повторять уже рассмотренные пункты правила.
Учащиеся выполняют задание в парах или группах, повторяют соответствующие пункты правила.
5. Итог урока
Учитель. Расскажите об основных случаях обособленных обстоятельств. Приведите примеры.
Обсуждается домашняя работа. Оценивается деятельность школьников на уроке.