СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ИХ СТРОЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ИХ СТРОЕНИЕ И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ - СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Цель урока: повторение сведений о словосочетании, полученных школьниками в предшествующие годы обучения (отличие от слова и предложения: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи, виды в зависимости от главного слова); формирование навыка вычленения словосочетания из предложения, подбора синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащения ее.


I. Беседа с классом.

— Вспомните, что такое словосочетание, чем оно отличается от слова. Из каких частей состоит? Какие виды словосочетаний вы знаете? Как определяется вид словосочетания? Приведите примеры.


II. Запись текста под диктовку с объяснением выбора встретившихся в нем орфограмм.

Гроза проходила очень далеко, так что и грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье.

С приближением утреннего солнца бледнели и сокращались молнии. Они вздрагивали все реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим светом возникавшего дня.

(По И. Тургеневу.)


III. Работа с текстом.

— Озаглавьте текст, определите тип речи.

— Какие слова несут в тексте основную смысловую нагрузку? (Глаголы.)

Учащимся предлагается сравнить слова и словосочетания: трепетали — слабо трепетали; вспыхивали — непрерывно вспыхивали, вспыхивали на небе; молнии — неяркие молнии, разветвленные молнии.

В результате наблюдения учащиеся должны прийти к выводу: словосочетание конкретнее, образнее, точнее, чем слово, называет предметы, действия и признаки.

— Назовите словосочетания, с помощью которых писатель: 1) «рисует» молнии; 2) передает движение, динамику грозы.

Выписываются по два-три словосочетания. Запись желательно оформить следующим образом: первая строчка — заголовок — заполняется только после определения вида словосочетаний, помещенных в данной колонке.


Словосочетания


именные

глагольные


После определения вида словосочетаний записывается заголовок каждой колонки; обращается внимание учащихся на то, что словосочетания каждой колонки имеют одинаковое строение и общее грамматическое значение, которое зависит от морфологической принадлежности главного слова.

Запись под колонками:

указывает на предмет и его признак

указывает на действие и его признак

указывает на действие и предмет, на который оно направлено


Делается вывод: глагольные словосочетания помогают выразительно описать действие, движение; именные — «рисуют», описывают предмет.

— Какие средства выразительности использует И. С. Тургенев при описании грозы? (Сравнения, олицетворения.) Найдите их в тексте.

— Найдите в тексте слова по данным схемам: существительное: глагол: причастие: слово с нулевым окончанием.



IV. Составьте с данными словами словосочетания, добавив уточнение названия предмета или действия; укажите главные и зависимые слова. Какими частями речи они выражены? Определите грамматическое значение словосочетаний. (Устно.)

Преподаватель, преимущество, привилегия, приспособиться, приткнуться.

(Попутно объясняется выбор е и и в приставках пре- — при-.)

На уроке для тренировки могут быть использованы материалы упр. 64.


V. Лексико-орфографическая работа.

Целесообразно дать школьникам историческую справку о словах истинный, подлинный. (Они записываются в ученический словарь.)

Истина — от «истый» — «настоящий» + ин (а); прилагательное истинный образовано от существительного с основой на н: истина — истинный.

Подлинный: подлинник — от по- + длинник, «длинные прутья, которыми пытали допрашиваемого на Руси» буквально: «настоящие, истинные сведения, добытые на допросе».

Авторы учебника предлагают для запоминания написания слово идеал (см. слова в рамочках). Как показывает опыт, для предупреждения ошибок в написании слов с данным корнем целесообразно использовать прием сопоставления.


Иде-я («мысль»)

(один корень, гласная а после иде- является частью суффикса -ал).

Иде-ал — «высшая цель», «совершенство, образец».

Иде-ал-изиров-а-тъ — «способность не замечать отрицательных сторон или черт кого-либо»: идеализация, идеализирование.

Иде-ал-изм — философское направление.

(два корня, гласная о — соединительная между двумя корнями).

Иде-о-лог — «защитник, выразитель какой-либо идеологии».

Иде-о-ло-гия — «система взглядов».


С данными словами составляются словосочетания или предложения.


Домашнее задание: § 7; упр. 62, 65; записать в ученический словарь все слова из рамочек § 7, запомнить их написание.






Для любых предложений по сайту: [email protected]