КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

Уроки Русского языка в 8 классе

КОМПЛЕКСНОЕ ПОВТОРЕНИЕ - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V—VII КЛАССАХ

I. Запись под диктовку.

Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение.

(А. Блок.)

— Как понять сочетание на остриях слов? (Остриё — меткое, разящее.) Какие средства художественной выразительности использованы поэтом? (Метафора, сравнение.)

— На «остриях» каких слов «растянуто покрывало» стихотворения А. Ахматовой? (Записывается под диктовку.)

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней царственное слово.

(Ржавеет, истлевает, крошится — прочнее, долговечней.)

— Определите основную мысль высказывания. Какой художественный прием использует поэтесса, чтобы эта мысль была выражена ясно, точно? Какие чисто духовные проявления противопоставлены предметам вещественным — драгоценному злату, металлу, камню? (Глубина человеческого горя (печали) и долговечность, бессмертие всепобеждающего слова.)


II. Разбор предложений стихотворения: нахождение грамматических основ; объяснение постановки знаков препинания. (Последнее предложение сложное, но запятая перед союзом и не ставится, так как есть один общий второстепенный член: прочнее всего, долговечней всего.) Тире в последнем предложении заставляет обратить внимание на особую интонацию предложения — паузу перед словом печаль.

— Чем выражены сказуемые в этих предложениях? В какой форме стоят прилагательные прочнее, долговечней?

— Как называются разделы лингвистики, в которых:

изучается строение предложений, словосочетаний;

изучаются правила постановки знаков препинания;

слово рассматривается с точки зрения его грамматических признаков? морфемного строения? звукового состава?

— Найдите глагол, строение которого соответствует схеме На что указывают окончания глаголов ржавеет, крошится?

— Найдите слова: 1) с нулевым окончанием (сталь, мрамор, печаль); 2) без окончания

— Разберите по составу прилагательное царственное. К какому разряду оно относится? Докажите.

— Какие буквы и при каких условиях обозначают два звука? Укажите слова четверостишия, в которых буква е обозначает два звука. (Ржавеет, истлевает, прочнее.) Сделайте фонетический разбор слов прочнее, печаль.

— Какова роль ь в слове печаль?


III. Работа с таблицей «Буквы Ъ и Ь».

При повторении в течение всего учебного года рекомендуется использовать таблицы обобщающего характера. Это значительно экономит время на уроке. Таблицы могут быть заранее вычерчены на доске, написаны на плакатах. Учащиеся записывают таблицы в раздел ученического словаря1.


БУКВЫ Ъ И Ь


ъ

ь

(только разделительный!)

1) после приставок на согласный перед е, ё, ю, я:

2) в сложных словах после числительных двух, трех, четырех перед е, ё, ю, я: двухъярусный, трехъязычный;

1) разделительный: в корне или после корня перед е, ё, ю, я, и:




в заимствованных словах:

объективный, субъект, адъютант и др.

бульон, почтальон, медальон, компаньон, павильон и др.;

2) обозначает мягкость предшествующего согласного: стальной, возьми, серьги;

3) показатель грамматической формы: дочь (сущ., 3-е скл.), стеречь (глаг.), навзничь (нареч.)



IV. Объяснительный диктант.

Сверхъестественный, изъявление, межъязыковой, сэкономить, интервью, объятия, обезьяна, фельетон, фамильярный, серьезно, завьюжить, пьедестал, двухъязычный словарь, субъективный подход, сузить тему, шампиньоны, отличная пьеса, съежиться от холода, трехэтажный дом, изъян, мечта, ночной, лентяй, сельдь, мостик, мощный, тоньше, песня.


Домашнее задание: прочитать материал на с. 5; упр. 4 (устно), 9 (письменно).


1 Если учитель в V—VII классах использовал рекомендации по работе с ученическим словарем, данные автором в книгах «Уроки русского языка в 5 классе», «Уроки... в 6 классе», «Уроки... в 7 классе», многие из указанных далее таблиц уже должны быть в разделе ученического словаря «Таблицы обобщающего характера». Кроме того, можно использовать адресованную школьникам и абитуриентам книгу: Богданова Г. А., Кириченко Г. И. Русский язык // Все предметы школьной программы в схемах и таблицах.— М., 1998.






Для любых предложений по сайту: [email protected]