НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: дать понятия неопределенно-личных предложений как разновидности односоставных; формирование умений: 1) находить неопределенно-личные предложения по их значению и структурным особенностям; 2) использовать неопределенно-личные предложения в разных стилях речи; 3) заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными определенно-личными; 4) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят неопределенно-личные.


I. Проверка домашнего задания.


II. Орфографическая работа.

Предостеречь об опасности, отвлечь внимание, прилечь на минуту, побыстрее утешься, не тревожьтесь понапрасну, не обрежьтесь ножом, не посеяли семена, ненавидеть ложь, не услышал шума, не построили здания.


III. Запись предложения под диктовку, его анализ.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо высокое.

(И. Тургенев.)

(Следует обратить внимание учащихся на то, что И. Тургенев использует прием, позволяющий ему передать свои чувства, переживания, не выставляя их напоказ, а как бы облекая в форму обобщения, перенося эти переживания на всех, в том числе на слушателя.)


IV. Объяснение нового материала.

1. Запись предложений для анализа.

За лето небольшую сельскую школу отремонтировали. Стены в классах заново побелили, и они стали такими чистыми, свеженькими, без единого пятнышка. Поменяли наличники на окнах, сделали новое крылечко. Теперь ее называют теремком.

Анализируя предложения, учитель подводит восьмиклассников к выводу о том, что в этих предложениях все внимание сосредоточено на действии — отремонтировали, побелили и пр., а сам производитель действия не назван, так как совсем неважно, кто производил эти действия, деятель мыслится неопределенно — это могут быть строители, родители, шефы, сами школьники и др.

2. Анализ предложений.

1) Не презирай совета ничьего. (И. Крылов.) 2) Истины врагу не открывай, тайны дураку не поверяй. (Пословица.) 3) Из речи пустой мысли не извлечешь. (Пословица.) 4) Любишь кататься — люби и саночки возить. (Пословица.)


V. Закрепление материала.

1. Чтение § 22.

2. Упр. 211, 217 учебника (устно).

3. Дополните пословицы, определите тип предложений.

1) От добра ………………… 2) На чужой роток ………………… 3) Из песни слова не ………………… 4) В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна ………………… 5) За двумя зайцами погонишься — …………………

4. Запишите предложения, составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

1) В дверь несмело постучали, и в комнату вошла невысокая девушка. 2) Объявили тревогу, и через несколько минут отряд отправился в путь. 3) В горах произошел обвал, и нам посоветовали вернуться назад.


Домашнее задание: § 22; упр. 216.






Для любых предложений по сайту: [email protected]