БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2 - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Урок 2 - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

I. Проверка домашнего задания.


II. Закрепление материала.

1. Переделайте двусоставные предложения в безличные; укажите, чем выражено в них сказуемое.

1) Я нездоров.— Мне нездоровится. 2) Малыш не спит.— Малышу не спится. 3) Приближается вечер. —... 4) Снег замел дорогу. —... 5) Вчера был дождь? —... 6) У тебя есть книга? —...

Делается вывод о возможности синонимической замены двусоставных предложений безличными.

2. Работа с текстом.

Вначале учитель читает текст целиком. Учащиеся определяют, к какому стилю речи он относится; затем текст записывается по предложениям (выборочно); указывается, чем выражены главные члены; определяется вид предложения; проводится устная синонимическая замена односоставных предложений двусоставными.


ХОРОШИЕ МАНЕРЫ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Когда пьете чай или кофе, чашку надо держать за ручку, не вкладывая в нее всех пальцев, не поднимая мизинца. После перемешивания сахара ложку надо положить на блюдце. Не следует пить с помощью ложки.

Не дуйте на горячий кофе или чай. Блюдце не поднимаем, поднимаем только чашку.

Как поступить с чаем, заваренным с помощью пакетика, опущенного в чашку? Такой способ заварки дает возможность сделать чай желаемой крепости. Когда чай заварится, вынимаем пакетик и откладываем его на блюдце.

Напиток, который пьют через соломинку, не следует вытягивать до последней капли во избежание неприятного звука.


3. Составьте предложения по схемам:

1) [безл.], и [безл.]; 2) [двусост.], и [безл.].


III. Диктант «Проверь себя».

По мере записи текста учащиеся подчеркивают сказуемые безличных предложений, обозначая их морфологическую форму.

Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть.

Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты все еще идешь за плугом по неглубокой борозде. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнездах.

Но вот раздается басовитый голос: «Подниматься! Ужин готовить! Марш в лес за сушняком! Сейчас костер разведем».

(По В. Закруткину.)


Домашнее задание: по выбору учащихся: 1) упр. 238; 2) написать фрагмент текста, передающего состояние человека, созвучие его настроения и состояния природы. Возможны темы: «Дождь идет», «Осень», «Зимнее утро» и др. Какие синтаксические конструкции будут преобладать в тексте?

Задание (обязательное для всех): упр. 235 (устно).






Для любых предложений по сайту: [email protected]