НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: дать представление о неполных предложениях, сфере их употребления; формирование умений: 1) синонимической замены неполных предложений полными; 2) различать назывные и неполные двусоставные предложения; 3) определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи; 4) правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные.


I. Контрольный словарный диктант (слова из рамочек учебника).


I вариант

II вариант

1.

дискуссия

труженик

2.

дебаты

ансамбль

3.

эксперимент

композиция

4.

преобразиться

иллюстрированный

5.

реставрация

пьеса

6.

труженик

ландшафт

7.

девиз

дискуссия

8.

ансамбль

троллейбус

9.

композитор

резолюция

10.

иллюстрированный

пейзаж

11.

пьеса

трамвай

12.

троллейбус

девиз

13.

трамвай

преданный

14.

идеал

дебаты

15.

резолюция

реставрировать

16.

пейзаж

преобразование

17.

конференция

экспериментировать

18.

большинство

воплощение

19.

ландшафт

комиссия

20.

воплотить

режиссер

21.

комиссия

поразительный

22.

репетиция

маршрут

23.

конгресс

традиция

24.

поражать

легендарный

25.

каникулы

конгресс

26.

эскадрилья

плакат

27.

делегат

меньшинство

28.

кандидат

конференция

29.

преданность

эскадрон

30.

транспарант

депутат

31.

плакат

подлинный

32.

традиция

стипендиат

33.

аттестат

обелиск

34.

подлинный

транспарант

35.

профессия

талантливый


II. Объяснение нового материала.

1. Учитель сообщает учащимся, что одна из синтаксических особенностей разговорной речи — использование коротких простых предложений. Короткие они чаще всего за счет своей неполноты, потому что разговорная речь опирается на ситуацию и многие члены предложения оказываются в речевом акте излишними, ненужными. Но они легко восстанавливаются из предшествующих полных (односоставных или двусоставных) предложений. Опущенными могут быть различные члены предложения.

Неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, позволяют достичь выразительности, передать взволнованность говорящего.

Сфера употребления неполных предложений — живая разговорная речь. Они встречаются в диалогах, в художественных описаниях. Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль (ср.: За двумя зайцами погонишься — ни одного (зайца) не поймаешь; Сам кашу заварил — сам (ее) и расхлебывай), избежать повторения слов.

2. Работа с § 25 учебника.


III. Закрепление материала.

1. Упр. 253 (устно).

Учащиеся должны определить, какие члены предложения опущены в неполных предложениях, заменить неполные предложения полными, доказать правомерность употребления неполных предложений.

2. Анализ текстов (определение типов предложений, их структуры).

1) В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали — низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней — бедное деревенское кладбище. А над всем этим — тяжелые свинцовые тучи.

2) Художник Суриков для картины «Меншиков в Березове» написал своего Меншикова с престарелого учителя математики, а юродивого для картины «Боярыня Морозова» — с бойкого мужика, торговавшего огурцами на одном из московских рынков.

(По О. Туберовской.)


IV. Диктант «Проверь себя».

Предметы, хранящие память о жизни... Перо... Обычное перо в деревянной некрашеной ручке. Обычные пожелтевшие листы бумаги. У стола — маленькое кресло. Пустое кресло. Среди пишущих на земле нет пока человека, который мог бы по праву занять его... Столик с подарками почитателей, керосиновая лампа. Портрет Диккенса. Великий русский очень любил великого англичанина. Кувшин для умывания. Простая железная кровать, белое покрывало, белая стираная толстовка. На столе две свечи. Он потушил их, покидая навсегда Ясную Поляну. С той поры свечи не зажигались ни разу... На столе письма. Одно из них — из Америки.

(По В. Пескову.)

Необходимо предупредить характерные ошибки, которые допускают учащиеся при различении назывных и неполных двусоставных предложений. В назывных предложениях возможны только второстепенные члены предложения, относящиеся к группе подлежащего, т. е. определения разных типов. Если второстепенный член относится к группе сказуемого, это неполное двусоставное предложение. Ср.: Ночь. Полное безмолвие — назывные предложения.

За полярным кругом сейчас ночь. Во льдах полное безмолвие — двусоставные неполные предложения, так как в них есть второстепенные члены с обстоятельственным значением: где? — за полярным кругом; где? — во льдах; когда? — сейчас.

(Подробно об этом восьмиклассники могут прочитать в книге для учащихся «Это непростое простое предложение» авторов И. Постниковой, Т. Зинченко, М. Мораньковой, И. Подгаецкой (М., 1985).)

На столе две свечи, на столе письма — неполные двусоставные предложения. Сказуемого в них нет, но четко «видится» значение глагола бытия, существования (находится, лежит или что-нибудь подобное).

— Чем, по-вашему, объясняется использование в описании в основном синтаксических конструкций одного типа?


Домашнее задание: § 25; упр. 255 (письменно), 258 (устно); выписать в ученический словарь слова из рамочек § 23, 25.






Для любых предложений по сайту: [email protected]