ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Уроки Русского языка в 8 классе

ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; формирование умений: 1) правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах; 2) составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах; 3) различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми.


I. Орфографическая работа.

Ничего не увидел; ни от кого не хотел ни в чем зависеть в течение всей жизни; ничто не удивило; нигде не обнаружил; как ни в чем не бывало; ниоткуда не было слышно; никуда ни к кому ни за чем не обращался; никто не верит в этот проект; это не что иное, как трясина; ничто иное ей не нужно.


II. Проверка домашнего задания.


III. Знакомство с новым материалом.

Из курса V класса учащиеся знают, что при однородных членах в предложении могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные члены. Учитель сообщает учащимся, что обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а однородные члены — видовые {реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин; сказки, былины — (фольклор).

Обобщающие слова могут быть и словосочетанием (гипербола, метафора, олицетворение — изобразительно-выразительные средства языка).

1. Упр. 282 (устно).

2. Запись предложений и составление схем.

Весной оживает все: леса, поля, луга.

Леса, поля, луга — все оживает весной.

Все: леса, поля, луга — оживает весной.


3. Задание: расставив знаки препинания и составив схемы предложений, выполнить следующее:

а) Вставить в предложения однородные члены.

1) Весной в лесах поют мастера птичьих песен ... (дрозды, жаворонки, соловьи). 2) Туман накрыл все ... (речку, поле, луг).

б) Вставить в предложения обобщающие слова.

1) Луг, поле, деревья ... (все) было покрыто снегом. 2) Ни холод, ни дождь ... (ничто) не могло остановить отца в его стремлении во что бы то ни стало к вечеру добраться до геологов.

в) Раскрыть содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены.

1) Луговые цветы ... пахнут по-особенному. 2) Осенью деревья ... одеваются в разноцветный наряд.

4. Учащимся сообщается, что в качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: все, всё, это всё, вот что, никто, ничто, везде, всюду, повсюду, нигде, никогда.

1) Упр. 285 (устно).

2) Задание: составить и записать пять предложений с однородными членами, используя в качестве обобщающих слов местоимения и наречия, записанные в начале урока в словарной диктовке.

5. Чтение материала § 28. Внимание учащихся обращается на примечание.

Упр. 283, ч. 1 (устно).

6. Запись предложений с заданием проанализировать их, составить схемы.

Широкие поля, бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье,— наше национальное богатство.

Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых — охраняется законом.

7. Упр. 284 (устно).


Домашнее задание: § 28; упр. 283, ч. 2; выписать в ученический словарь слова из рамочек § 28, запомнить их написание.






Для любых предложений по сайту: [email protected]