Уроки Русского языка в 8 классе
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
I. Устная синтаксическая пятиминутка.
Не записывая предложений, учащиеся составляют их схемы, дают характеристику.
1) Вдали кукушка куковала, и кругом бесшумно кружилась мошка. 2) Проселочная дорога вьется среди ржаного царства, и так хочется по ней пройти.
II. Анализ ошибок, допущенных в работе с использованием перфокарты (см. предыдущий урок).
III. Работа со схемами.
Придумайте и запишите предложения по схемам:
IV. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания в них.
1) За две, за три версты можно было различить малейший звук: лай собак в отдаленных селах, голоса на соседней мельнице, шум доски, внезапно сброшенной на землю. (Д. Григорович.) 2) Остальное всё: опустевшие ряды кресел, амфитеатр, верхние галереи — уходило в темноту, местами неопределенно чернея, местами пропадая в туманной мгле, крепко пропитанной кисло-сладким запахом конюшни. (Д. Григорович.)
3) Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
Зловещий блеск и пестрота дерёв,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею.
(Ф. Тютчев.)
V. Проверочная работа с выборочным ответом.
Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.
I вариант
1. Спорт, музыка, чтение книг всегда увлекали меня.
2. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный под липами льют.
3. В лесу и на полях всё было занесено снегом.
4. Посаженные заботливыми руками деревья: тополь, акация, а также дикорастущий клен зеленели приветливо и свежо.
5. Синицы, скворцы, живущие в наших лесах — истребители вредных насекомых.
6. Нехлюдов смотрел на освещенный луной сад и крышу, и на тень тополя, и вдыхал живительный свежий воздух. (Л. Толстой.)
7. Боры и дубравы, березняки с живописными озерами всё больше привлекают горожан.
8. Белые облака, бор, тянувшийся по сторонам дороги,— всё радовало глаз.
9. По вечерам дедушка смотрел телевизор или читал, или уходил в театр, или к соседу поиграть в шахматы.
10. Желтая акация и сирень, растущие в наших лесах,— декоративные кустарники.
II вариант
1. На земле как-то тихо и голо без пшеницы, и ржи, и овса.
2. Я стал посещать музеи и театры, и читать книги.
3. Лоси и медведи, волки и лисы, и многие другие звери водятся здесь.
4. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.
5. Гимнастика, обтирание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека.
6. Буран, и вьюга, и холода задержали наше продвижение.
7. Эта мельница, и кустарник, и запах листьев — всё было ново, необычно.
8. Со всех сторон: из-за заборов, из калитки и изо всех углов посыпались выстрелы.
9. И кажется, что всё: железо, камни, вода — полно протеста против жизни без солнца.
10. Она хорошо знала языки: немецкий, французский и английский и учила этому своих детей.
Контрольный листок: I вариант: 4, 5, 6, 9.
II вариант: 2, 3, 5, 8, 10.
Домашнее задание: упр. 292 или 293 (по выбору учащихся).