Уроки Русского языка в 8 классе
ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ - Урок 2 - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа со схемами.
Учащиеся составляют предложения по данным схемам:
III. Тренировочные упражнения.
1. Объясните постановку знаков препинания.
1) Мальчик Кипренский — побочный сын бригадира Дьяконова, отданный отцом на воспитание своему крепостному,— был с ранних лет предоставлен самому себе. (К. Паустовский.) 2) Он мечтал о поездке в Италию — вторую родину художников. (К. Паустовский.) 3) Кипренский усердно помогал Мартосу — умному скульптору, уже прославившемуся памятником герцогу Ришелье в Одессе. (К. Паустовский.) 4) Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
2. Переделайте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.
1) Ястреб-тетеревятник — настоящий лесной разбойник. 2) Деревенские ласточки — искусные гнездостроители. 3) Березка — любимое дерево русского народа. 4) Археология — наука, изучающая быт и культуру народов по сохранившимся вещественным памятникам.
3. К имени существительному придумайте распространенное приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложение.
1) Лев Толстой много лет прожил в Ясной Поляне. 2) В Спасском-Лутовинове Тургеневу особенно хорошо писалось. 3) Эрмитаж ежегодно посещают тысячи зарубежных туристов.
IV. Объяснительный диктант.
Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым. Только что они побывали на развалинах Помпеи. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью — всё это поразило воображение художника. И он рассказал о замысле будущей картины, возникшем под впечатлением увиденного. Демидов, младший в знаменитом и неслыханно богатом роду уральских горнозаводчиков, всегда отличавшихся размахом и широтой натуры, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.
Огромное, содержавшее свыше тридцати человеческих фигур полотно было написано как бы единым дыханием. Выставленная в Риме картина сразу же покорила всех.
(По Л. Волынскому.)
Домашнее задание: упр. 322 (устно), 321 (письменно).