Уроки Русского языка в 8 классе
ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ОДИНОЧНЫМИ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ» - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Цель урока: систематизация сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; отработка умения правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств.
I. Проверка домашнего задания.
II. Работа с таблицами.
Известно, что составление таблиц обобщающего характера — один из приемов, помогающих приводить в систему знания по разделу, теме.
Работа над составлением данной таблицы строится так: учащиеся вспоминают правило обособления (необособления) обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом; примеры, подтверждающие положения правила, записываются и анализируются; графически объясняется постановка знаков препинания. Таблица записывается в раздел ученического словаря.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами |
|
Обособляются: 1) одиночные деепричастия и деепричастные обороты независимо от их места в предложении: 2) деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или противительного союза (его можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения): Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (А. Чехов.) Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но, не дойдя до нее, сели отдыхать на шпалы. (В. Арсеньев.) |
Не обособляются: 1) одиночные деепричастия, если они стоят после сказуемого в конце предложения и являются обстоятельством образа действия: Он шел прихрамывая; 2) одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям (лежа, сидя, стоя, нехотя и др.): Читать лежа вредно; 3) деепричастный оборот, одиночное деепричастие, стоящие после союза а: Дядя Яков любовно настраивал гитару, а настроив, говорил одни и те же слова. (М. Горьки й.) Медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты; 4) деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты (сломя голову, спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхания, положив руку на сердце, затаив дыхание, очертя голову и др.): Они слушали его рассказ затаив дыхание. |
Два деепричастных оборота, соединенные неповторяющимся союзом и, запятой не разделяются, если относятся к одному члену предложения: Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны. (Н. Заболоцкий.)
Ср.: Дрожа, волки поднимались, трусили между деревьев, стряхивая с кустов себе на спины серебряный иней, и, выбежав на опушку, шли гуськом через поле к овинам. (И. Соколов-Микитов.)
III. Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.
1) Павел приезжал все реже, а приезжая, не задерживался. (В. Распутин.) 2) Щенок с веселым лаем выскочил на улицу, но, испугавшись нас, замолк и спрятался под крыльцо. 3) Реки шумно текут в горах, а выйдя на равнину, умолкают.
IV. Самостоятельная работа.
Упр. 332.
Домашнее задание: упр. 334; выписать в ученический словарь слова из рамочек § 29, 30, запомнить их написание.