ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - Урок 4 - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Уроки Русского языка в 8 классе

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ! - Урок 4 - ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

I. Работа с таблицами.


II. Напоминание восьмиклассникам приемов, помогающих различать наречия и существительные, прилагательные, местоимения.


Дефисное написание наречий

1. Через дефис пишутся наречия, образованные:

1) от прилагательных и местоимений с помощью приставки по- и оканчивающиеся на -ому, -ему, -цки, -ски, -ьи;

2) от порядковых числительных с помощью приставки в-(во-);

3) посредством:

а) повтора того же слова;

б) повтора того же корня, осложненного приставками, суффиксами;

в) соединения синонимов;

4) с помощью приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь.

2. Если наречие образовано с помощью приставки по- от прилагательных с дефисным написанием, то дефис пишется только после приставки.


по-дружески, по-казацки, жить по-новому, сделать по-своему, по-заячьи;


во-вторых, в-третьих, в-пятых;


еле-еле, точь-в-точь, день-деньской, мало-мальски, волей-неволей, нежданно-негаданно, подобру-поздорову;


кое-где, когда-то, где-либо, куда-нибудь;

по-унтерофицерски

Запомните написание слов: по-латыни, на-гора


1) Определите, есть ли зависимое слово (см. табл. на с. 140). (Наречие не имеет при себе зависимых слов, существительное имеет при себе зависимое слово — другое существительное или прилагательное.)


Наречие

Имя существительное Зависимое


виднелся (где?) вдали






нырнуть (куда?) вглубь



подумай (когда?) сначала

По аналогии:

Наречие

тратить время (как?) впустую



потому (почему?) и не пришел



Слитное и раздельное написание наречий

Слитно пишутся наречия:

1) в состав которых входят слова, в современном русском языке не употребляющиеся или нечастотные: оземь, невдомек, натощак;


2) с приставками, образованные от наречий же: наскоро (скоро), надолго (долго);


3) на -ую: зачастую, врассыпную;


4) с корнями верх, низ, высь, глубь, даль, век, начало, если к ним нет пояснительных зависимых слов: Он посмотрел наверх,

(Но: Он посмотрел на верх сущ. мачты.)

Раздельно пишутся наречия:

1) в состав которых входят слова (которые в современном русском языке не употребляются или нечастотны), включающие предлоги без, до, с, за, под: без устали, без оглядки, до зарезу, до полусмерти, с разбегу, под шумок;

2) на -ах, обозначающие состояние, место или время действия: в сердцах, в головах. Исключение: впотьмах, впопыхах;

3) если предлог оканчивается на согласную, а слово начинается на гласную: в обтяжку, в одиночку;

4) если между предлогом и словом можно вставить местоимение, прилагательное, числительное: на миг (на один миг), с маху (со всего маху), на скаку (на полном скаку).


2) Наречие всегда можно заменить другим наречием; существительное, прилагательное, местоимение — той же частью речи.

Впустую (зря), с начала зимы (с конца зимы).

3) Поставьте словосочетание в начальную форму. Если это существительное, то в начальной форме предлога не будет:

В дали голубой — голубая даль.


Наречие

Имя существительное


вначале подумай

сперва подумай


image35

в начале (чего?) урока

в (самом) начале урока

в конце урока

начало урока


III. Тренировочные упражнения.

1. С начала лета — сначала подумай, вдали виднеется лес — ушел в даль туманную, ввек не забыть — в век информатики, сапоги впору — в пору испытаний, вбежать наверх наперегонки — подняться на верх горы, все было налицо — на лицо брызнули капли дождя.

2. Говоришь по-немецки, вернуться затемно, строить работу по-новому, удалиться куда-нибудь, шагнуть вправо, работать на износ, привязать крест-накрест, остаться с глазу на глаз, болтать без умолку, заготовить впрок, подойти вплотную к берегу, принарядиться по-праздничному, продать втридорога, вспыхивал кое-где.

3. Придумайте и запишите по два предложения со словами вничью — в ничью, наудалую — на удалую, вверх — в верх, зачем — за чем.

4. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания, написание наречий.

1. 1) Мало-помалу хвойный лес заменяется смешанным. (В. Древньев.) 2) Какая-то сила, холодная на ощупь, подхватила его и понесла наверх. (А. Чехов.)

3) Пред ними стелется равнина,

Где ели изредка взошли.

И грозного холма вдали

Чернеет круглая вершина.

(А. Пушкин.)

2. 1) По-весеннему плывут легкие облака. 2) Вначале я не замечаю, как вокруг темнеет, иду на конец скошенного поля по видимому еще следу телеги. 3) Вот наконец и прохлада, по-вечернему сыро. 4) Впоследствии приходится идти по прежнему пути через речонку. 5) По-видимому, в такой поздний час я никого здесь не встречу. 6) Наконец вдали я вижу огоньки.


Домашнее задание: упр. 347.






Для любых предложений по сайту: [email protected]