ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Уроки Русского языка в 8 классе

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

I

Количество звезд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят ученые, бывает не более трех тысяч звезд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звезды — это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удаленными от Земли на необозримые расстояния.

Еще в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звезд образуют разные фигуры. Разделив все небо на созвездия, астрономы составили звездные карты. Все звезды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звезд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звезды в течение этого времени не успели еще изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчетам ученых, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет. (156 слов.)

(По М. Гумилевской.)


II

Передо мной серело пустынное поле. Один сторожевой курган стоял вдалеке и, казалось, зорко охранял равнины. С утра в степи было по-весеннему холодно и ветрено. Ветер, просушивая колеи дороги, шуршал прошлогодним бурьяном. За мной, на западе, картинно рисовалась на горизонте гряда меловых гор. Темнея пятнами лесов, как старинное, тусклое серебро, она тонула в утреннем тумане. Ветер, дувший мне навстречу, холодил лицо. Степь увлекала, овладевая душой, наполняя ее чувством радости.

За курганом блеснула ложбина, круглая, налитая весенней водой. Есть что-то чистое и веселое в этих апрельских болотцах. Над ними вьются звонкоголосые чибисы, серенькие трясогузки перебегают по ее бережкам, оставляя на иле свои звездообразные следы. В воде, мелкой, прозрачной, отражается ясная лазурь и белые облака весеннего неба.

Курган был дикий, еще ни разу не тронутый плугом. «Время его,— подумал я,— навсегда проходит. В вековом забытьи он только вспоминает далекое былое, прежние степи, прежних людей». (141 слово.)

(По И. Бунину.)


III

О СЛОВАРЯХ

Всякие мысли приходят иногда в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом — хорошие и меткие местные слова, в третьем — слова людей разных профессий, а четвертом — мусорные и мертвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла мне в голову в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову. (139 слов.)

(По К. Паустовскому.)

IV

По наблюдениям любителей природы, приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.

Самая простая примета — дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется еще и знание завтрашней погоды.

Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день. (133 слова.)

(По К. Паустовскому.)


V

Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля, и вы непременно услышите чудесные звуки земли. Во все времена люди ласково называли ее матерью-землею.

Журчание весеннего ручейка или плеск речных волн о песчаный берег, пение птиц или гром отдаленной грозы, шелест цветущих луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зеленой листвы на деревьях или треск кузнечиков у протоптанной луговой тропинки — все это бесчисленные звуки земли. Слышать их люди городские, оглушенные шумом машин, к сожалению, отвыкли. Тем радостнее такому человеку, еще не совсем утратившему чувство родной природы, побывать в лесу, на реке, в поле, набраться душевных сил.

А как хорошо новое утро! Еще до восхода солнца просыпаются, начиная радостно петь, птицы. Спят в каменных домах люди, редкая прошумит машина, но уже полнится жизнью пробудившийся лес, полной грудью дышит земля. В природе нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. (140 слов.)

(По И. Соколову-Микитову.)


VI

НЕЗНАКОМАЯ УСАДЬБА

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошел по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошел мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого. (138 слов.)

(По А. Чехову.)

VII

ОСЕННИЕ ПЕЙЗАЖИ ЛЕВИТАНА

К зрелости мысли Левитана все чаще останавливались на осени. Правда, он написал несколько превосходных весенних вещей, но почти всегда это была весна, похожая на осень.

Левитан так же, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени как самого дорогого и мимолетного времени года. Она снимала со всей природы: с лесов, с лугов, с полей — густые цвета, смывая дождями зелень. Темные краски сменялись робким золотом, пурпуром. Изменялся и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали становились глубже.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. На них изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почерневшие от сырости, маленькие речонки, кружащие в медленных водоворотах опавшую листву, одинокие золотые березы, еще не обитые ветром. Но во всех этих пейзажах лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, увядающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю. (139 слов.)

(По К. Паустовскому.)


VIII

В то утро впервые в жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в постели, подрагивая от холодка зари.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей поддевке, в помазанных дегтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу и, перекрестившись, приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, подбираясь понемногу ближе. А пастух все играл, казалось, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл как бы в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса: «Вот это мастер! И откуда в нем столько духу!» (140 слов.)

(По И. Шмелеву.)


1 Тексты итоговых контрольных диктантов учитель может взять из книг: Богданова Г. А. Опрос на уроках русского языка.— М., 1996; Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5—9 классы.— М., 2001.






Для любых предложений по сайту: [email protected]