Интонация предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Интонация предложения - ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цель урока: закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи (составление характеристики человека).

Методические приемы: объяснение учителя, выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение.


Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: монумент; истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат. (Диктант можно дополнить теми словами из предыдущих диктантов, в которых многие сделали ошибки.)


II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 88 — проверяем «по цепочке».

2. Упр. 89 — взаимопроверка, затем устный комментарий «по цепочке». Фонетический разбор слова («весь») — на доске.


III. Закрепление изученного о предложении

1. Умение выделять грамматическую основу. Разбор упр. 90: установить синтаксические функции существительных. Отработка умения различать именительный и винительный падежи, выделять обращение. Пояснение: сказуемое согласуется с подлежащим в лице и числе и не согласуется с обращением.

2. Синтаксический разбор предложения. Разбираем выделенные предложения из упр. 85 (II) по образцу на с. 47-48 (устно и письменно; письменный разбор — на доске и в тетрадях).


IV. Изучение темы «Интонация предложения»

1. Объяснение учителя.

Что такое интонация? Это ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса, К интонации относится и темп речи, и ее тембр, выражающий различные чувства говорящего, и логическое ударение, которое падает на самое важное по смыслу слово, и паузы, во многом определяющие смысл высказывания. То есть интонация проявляется в живой устной речи, в говорении. На письме, при передаче разговорной речи или в художественном тексте на интонацию могут указывать ремарки, пояснения автора.

Какую роль в предложении играет интонация? Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает их конкретный смысл. Одно и то же предложение может иметь больше одного смысла в зависимости от интонации. Примеры: “Молодец!”, “Я очень рад” — в устной речи подобные предложения могут выражать прямой смысл (похвалу, радость) и прямо противоположный ему (неодобрение, недовольство), если интонация ироническая.

Каковы особенности интонации различных типов предложений? Повествовательные предложения имеют восходяще-нисходящую интонацию. В вопросительном предложении в зависимости от места логического ударения интонация бывает нисходящей, восходящей, восходяще-нисходящей. Побудительные предложения произносятся с повышением тона, особенно если они выражают приказ, а не просьбу.

2. Работа с учебником.

1) Прочитаем статью § 9. Потренируемся в интонации приведенных в статье примеров.

2) Задание: объяснить характер интонации в поэтических строчках (упр. 91).

Комментарий учителя

К № 1. В конце каждой строчки стоит наиболее значимое слово, которое выделяется интонацией. Повышение интонации в конце первого предложения поддерживается восклицательным знаком. После следует пауза, обозначенная многоточием. Два следующих предложения — вопросительные. Их интонация может быть и восходящей, и нисходящей, в зависимости от того, какое слово исполнитель, читатель считает необходимым выделить.

К № 2. Первое, повествовательное, предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию. Это сложное предложение, поэтому интонация повышается дважды, смысловое ударение падает на глаголы. Второе предложение, восклицательное, осложнено обращением, которое интонационно подчеркивается (выделяется повторяющееся слово «друг»). Предложение содержит побуждение, просьбу, поэтому выделяется глагол («вспомни»).

К № 3. Вопросительное предложение с обращением требует восходяще-нисходящей интонации.

К № 4. Предложение побудительное, смысловое ударение падает на глаголы, поэтому восходящая интонация к концу предложения переходит в нисходящую, это поддерживается многоточием.

К № 5. Повествовательное предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию, логическое ударение на местоимение «всё» объясняется ин версией (необычным порядком слов).

К № 6. Восклицательная интонация диктуется и восклицательным знаком, и обращением, которое выделяется восходящей интонацией (логическое ударение падает на слово «Русь»). Второе предложение имеет восходяще-нисходящую интонацию, так как является повествовательным.

3) Работа с упр. 92: устно разобрать, выполнить письменно, комментируя «по цепочке».

3. Подготовка к сочинению-характеристике.

1) Упр. 94 — устно.

2) Упр. 95. Разберем задание, дадим на подготовку ответа 3-5 минут, а затем выслушаем устные характеристики, уточним ответы, выделим удачные находки.

4. Письменная работа (упр. 93). Если не хватит времени на уроке, ученики закончат работу дома.


Домашнее задание

§ 9, упр. 93 (закончить); написать сочинение-характеристику, опираясь на задания упр. 95; вопросы для повторения на с. 47.






Для любых предложений по сайту: [email protected]