Составное глагольное сказуемое - СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Составное глагольное сказуемое - СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ

Цель урока: дать понятие о составном глагольном сказуемом и способах его выражения.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, занимательные задания.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Словарный диктант: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат, удивлять, поражать, постамент, пьедестал, каникулы, маршрут.Составить предложения, в которых глаголы этого диктанта в форме разных наклонений выступали бы в роли простых глагольных сказуемых.


II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы

— Что называется сказуемым?

— Каковы признаки простого глагольного сказуемого?

— Чем может быть выражено простое глагольное сказуемое? (Формами любого из наклонений, фразеологическими оборотами книжной и разговорной речи, глагольными междометиями.)

2. Задания упр. 124 (схемы предложений, морфологический разбор) — на доске (3 человека). В это время упр. 124, 126 (II) — устно, «по цепочке».


III. Закрепление темы «Простое глагольное сказуемое» (Упр. 128 — устно)

Комментарий учителя

I часть — описание, параллельная связь предложений, действия происходят одновременно; II — повествование, цепная связь, действия происходят последовательно; III — рассуждение, цепная связь, в первом предложении в составе сложного — обобщенное значение действия, действие во втором предложении согласуется с обобщенным значением.


IV. Изучение темы «Составное глагольное сказуемое»

Слово учителя.

1. Если в простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются в одном глаголе-сказуемом, то в составном глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значение выражаются в разных знаменательных словах: лексическое — в неопределенной форме глагола, грамматическое — во вспомогательном слове. Например:

Мы продолжали изучать тему. Я рад помочь вам.

2. Упр. 129.

Подчеркнем, что грамматическое значение (значение наклонения) сказуемого выражают вспомогательные слова.

3. Понятие о вспомогательных словах и нулевой связке в предложении.

— Какие слова в тексте упр. 129 являются вспомогательными?

— Какие смысловые значения они выражают?

Вывод: Вспомогательными словами бывают, во-первых, глаголы со значением начала, конца, продолжения действия: начать, кончить, прекратить, продолжить и т. д.; во-вторых, глаголы и краткие прилагательные с модальным значением, то есть со значением возможности, желательности, необходимости: хотеть, мочь, желать, рад, должен, обязан, готов, намерен и т. п. Вспомогательными словами могут быть и глаголы эмоционального отношения: любить, нравиться. Например: Любишь ты поспорить! Ему нравилось разыгрывать друзей. (Запишем примеры вспомогательных слов на доске и в тетрадях.)

Если вспомогательное слово — краткое прилагательное, при нем обязательна связка: Я намерен был уехать сегодня же. Связка может быть нулевой, если речь идет о настоящем времени:Я намерен ехать сегодня же. Для иллюстрации разберем упр. 132.

Связка легко восстанавливается, если перевести план настоящего времени в прошлое или будущее: Мы должны это уметь. Мы должны были это уметь. Мы должны будем это уметь.Обратим внимание, что в составном глагольном сказуемом вспомогательное слово может отделяться от инфинитива другими членами предложения.


V. Закрепление изученного

1. Чтение теоретического материала § 13 на страницах 61-62. На доске и в тетрадях запишем формулу составного глагольного сказуемого (СГС):


СГС = вспомогательное слово (слова) + инфинитив


2. Упр. 130: разграничение простого глагольного сказуемого, выраженного формой сложного будущего времени, и составного глагольного сказуемого.

3. Упр. 134, 135, 136 (устно): развитие речи (синонимическая замена).


VI. Словарная работа

Выписать слова в рамках: конференция, конгресс; составить с ними предложения, в состав которых входили бы простые и составные глагольные сказуемые.


VII. Занимательная лингвистика

Найдите «четвертое лишнее» среди сказуемых в предложениях:

1) В клетке соловей перестал петь.

2) Команда будет выступать на своем поле.

3) Мы будем рады видеть вас у себя.

4) Оксана любила покрасоваться.

(Ответ: во втором предложении простое глагольное сказуемое выражено формой сложного будущего времени.)


Домашнее задание.

§ 13; упр. 137 — письменно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]