Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Выражение именной части составного именного сказуемого - СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ
Цель урока: углубить знания учеников о способах выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц; подготовиться к сочинению-описанию человека.
Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, работа с таблицей, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, подготовка к домашнему сочинению.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Подобрать синонимы к слову кроткий. (Незлобивый, уступчивый, покорный, робкий, безответный, тихий.)
Дополнительное задание: найти пароним (слово, сходное по звучанию) к слову кроткий. (Краткий.)
II. Проверка домашнего задания
1. Теоретические вопросы.
Можно попросить учеников составить вопросы самостоятельно и задать их классу.
— Назовите отличительные свойства составного именного сказуемого.
— Как разграничиваются лексическое и грамматическое значения в составном именном сказуемом?
— Назовите группы глаголов-связок.
— Как отличить простое глагольное сказуемое «быть» от глагола-связки «быть» в составном именном сказуемом?
2. Упражнения 142 (II), 143 (I, II) проверяем устно, «по цепочке».
III. Изучение темы «Выражение именной части сказуемого»
1. Работа с таблицей (с. 67 учебника).
1) Самостоятельное чтение таблицы и примечаний к ней.
2) Пояснения учителя. Чаще всего в роли именной части выступают имя существительное (в форме именительного или творительного падежа) и имя прилагательное. Наречия в этой роли выступают редко.
3) Задание: выполнить таблицу в тетрадях, подобрав свои примеры.
4) Вывод: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым сочетанием.
2. Тренировочные упражнения.
Упр. 144 — устно, 145 — письменно (дополнительное задание - устно).
3. Работа над речевыми нормами (синтаксические синонимы): упражнения 146 (I — устно), (II — письменно), 147 (письменно).
IV. Подготовка к сочинению-описанию
1. Упражнения 150 — устно.
Комментарий. I часть — портрет, сказуемые — составные именные; II — пейзаж, первое сказуемое — составное именное, остальные — простые глагольные; III — характеристика, сказуемые составные именные и простые глагольные.
Вывод: Составные именные сказуемые характерны для описания.
2. Рекомендации учителя.
Дома вы должны будете описать какого-нибудь хорошо знакомого вам человека. Форму описания выбираете сами: описание портрета, описание-характеристика, комплексное описание. Можно сделать описание-загадку, чтобы мы догадались, о ком идет речь. Сочинение не должно быть большим — примерно одна тетрадная страница. Важно, чтобы в описании вы использовали все известные вам виды сказуемых.
V. Словарная работа
Запишите слова в рамках: комиссия, комитет. Составьте с ними предложения с составными именными сказуемыми.
VI. Занимательная лингвистика
Правильны ли с точки зрения русского языка словосочетания:
1) коллега по работе;
2) реальная действительность;
3) памятный сувенир;
4) прейскурант цен;
5) сниться во сне?
Объясните свое мнение.
VII. Дополнительное задание
Если позволяет время, выполнить упр. 148.
Домашнее задание
§ 14 (с. 67); упражнения 149, 151 — письменно (характеристика человека).