Выражение именной части составного именного сказуемого - СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Выражение именной части составного именного сказуемого - СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ

Цель урока: углубить знания учеников о способах выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц; подготовиться к сочинению-описанию человека.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, работа с таблицей, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, подготовка к домашнему сочинению.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Подобрать синонимы к слову кроткий. (Незлобивый, уступчивый, покорный, робкий, безответный, тихий.)

Дополнительное задание: найти пароним (слово, сходное по звучанию) к слову кроткий. (Краткий.)


II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы.

Можно попросить учеников составить вопросы самостоятельно и задать их классу.

— Назовите отличительные свойства составного именного сказуемого.

— Как разграничиваются лексическое и грамматическое значения в составном именном сказуемом?

— Назовите группы глаголов-связок.

— Как отличить простое глагольное сказуемое «быть» от глагола-связки «быть» в составном именном сказуемом?

2. Упражнения 142 (II), 143 (I, II) проверяем устно, «по цепочке».


III. Изучение темы «Выражение именной части сказуемого»

1. Работа с таблицей (с. 67 учебника).

1) Самостоятельное чтение таблицы и примечаний к ней.

2) Пояснения учителя. Чаще всего в роли именной части выступают имя существительное (в форме именительного или творительного падежа) и имя прилагательное. Наречия в этой роли выступают редко.

3) Задание: выполнить таблицу в тетрадях, подобрав свои примеры.

4) Вывод: Именная часть составных именных сказуемых может выражаться всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым сочетанием.

2. Тренировочные упражнения.

Упр. 144 — устно, 145 — письменно (дополнительное задание - устно).

3. Работа над речевыми нормами (синтаксические синонимы): упражнения 146 (I — устно), (II — письменно), 147 (письменно).


IV. Подготовка к сочинению-описанию

1. Упражнения 150 — устно.

Комментарий. I часть — портрет, сказуемые — составные именные; II — пейзаж, первое сказуемое — составное именное, остальные — простые глагольные; III — характеристика, сказуемые составные именные и простые глагольные.

Вывод: Составные именные сказуемые характерны для описания.

2. Рекомендации учителя.

Дома вы должны будете описать какого-нибудь хорошо знакомого вам человека. Форму описания выбираете сами: описание портрета, описание-характеристика, комплексное описание. Можно сделать описание-загадку, чтобы мы догадались, о ком идет речь. Сочинение не должно быть большим — примерно одна тетрадная страница. Важно, чтобы в описании вы использовали все известные вам виды сказуемых.


V. Словарная работа

Запишите слова в рамках: комиссия, комитет. Составьте с ними предложения с составными именными сказуемыми.


VI. Занимательная лингвистика

Правильны ли с точки зрения русского языка словосочетания:

1) коллега по работе;

2) реальная действительность;

3) памятный сувенир;

4) прейскурант цен;

5) сниться во сне?

Объясните свое мнение.


VII. Дополнительное задание

Если позволяет время, выполнить упр. 148.


Домашнее задание

§ 14 (с. 67); упражнения 149, 151 — письменно (характеристика человека).






Для любых предложений по сайту: [email protected]