Определение - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Определение - ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: расширить представления учеников об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, тренировочные упражнения, составление плана.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Сделать фонетический разбор слов пейзаж, пьеса (по вариантам).


II. Проверка домашнего задания

1. Теоретические вопросы:

— Как отличить инфинитив-дополнение от инфинитива-сказуемого?

— Что называется прямым дополнением?

— Чем различаются прямые и косвенные дополнения?

— Расскажите о случаях замены формы винительного падежа прямых дополнений формой родительного падежа.

2. Проверка предложений, составленных учениками — «по цепочке».


III. Изучение темы «Определение»

1. Повторение изученного об определении.

— Что называется определением?

— Какими частями речи выражается определение?

— Какой способ связи характерен для словосочетаний с определениями?

Выполним устно упр. 171, 172; письменно — 175 (повторим правописание приставок и сложных прилагательных) и 176 (повторим правописание не с причастиями и случаи обособления причастных оборотов).

2. Объяснение учителя.

Нового в формулировке значения определения ничего нет: это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?

Новое касается способов выражения определения и способов связи в словосочетаниях с ним. Речь идет, прежде всего, о несогласованных определениях. Сравним словосочетания:

Сорок первая квартира, балконная дверь, в крутую гору;

Квартира сорок один, дверь на балкон, яйцо вкрутую.

Каждое словосочетание содержит определение. Возьмем вторую пару примеров. Какие вопросы можно задать от главных слов к зависимым? (Дверь какая? балконная; дверь какая? на балкон, дверь куда? на балкон.) Последний вопрос возможен, но он не выражает грамматического значения определения: главное слово не обозначает ни действия, ни признака, а значит, не обладает признаками обстоятельства. Мы рассматриваем подобные случаи как несогласованные определения.

— Какими способами могут выражаться несогласованные определения?

Наши примеры показывают, что это могут быть существительные, числительные, наречия. Кроме того, встречаются неделимые словосочетания: мальчик высокого роста, здание в девять этажей; местоимения: их парты, от ее слов, а также инфинитивы: желание победить, мечта встретиться.


IV. Тренировочные упражнения

1. Выполним упр. 173, устно комментируя предложения, обозначая согласованные и несогласованные определения.

2. Упр. 174: обратим внимание на синонимию согласованных и несогласованных определений (их грамматическое значение одинаково).

Дополнительные вопросы:

— Какое определение из пары синонимичных выражает признак более конкретно — согласованное или несогласованное? Добавьте к примерам упр. 174 свои примеры.

Вывод. Несогласованные, управляемые определения выражают признак более конкретно: щавелевый суп — суп из щавеля; бежевый костюм — костюм цвета беж; клюквенный напиток — напиток из клюквы.

— Всегда ли возможна подобная синонимия?

Комментарий учителя

Нет. Некоторые несогласованные определения не могут преобразовываться в несогласованные. Например: ученики восьмого класса можно заменить лишь на слово восьмиклассники. Возьмем похожий пример: ученики первого класса. Если образовать от несогласованного определения согласованное, смысл изменится: первоклассные ученики — совсем не обязательнопервоклассники. Можно подобрать и другие подобные примеры, которые показывают, что с синонимией надо быть осторожнее.


V. Подготовка к изложению

На следующем уроке мы будем писать изложение по материалам упр. 178. Прочитаем текст упражнения, определим тему текста, тип речи. Дома вы составите план и устно подготовитесь к изложению.

Дополнительное задание: определить стиль текста. (Тема текста — ценность русского языка. Тип речи — рассуждение. Стиль — публицистический.)


Домашнее задание.

§ 17; упр. 177; 178 (подготовка к изложению).






Для любых предложений по сайту: [email protected]