Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс
Предложения неопределенно-личные (продолжение) - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - СКАЗУЕМЫМ
Цель урока: углубить представление о неопределенно-личных предложениях, развивать речевую культуру учеников.
Методические приемы: объяснение учителя, тренировочные упражнения, подготовка к творческой работе, лингвистическая игра.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
1. Сделать фонетический разбор слова «компьютер».
2. Сделать морфологический разбор слова «экспериментируй».
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы:
— Какие предложения называются неопределенно-личными?
— В чем их отличие от определенно-личных предложений?
— Приведите примеры односоставных предложений, имеющих значение обобщенного лица.
2. Проверка упр. 216 — устно, «по цепочке» объясняем знаки препинания, называем грамматические основы и типы односоставных предложений. Повторяем правило разграничения частицне и ни.
III. Закрепление темы «Неопределенно-личные предложения»
1. Сопоставление синонимических пар двусоставных и односоставных предложений.
Упр. 217 — устно: обратим внимание на разное строение грамматических основ в синонимичных предложениях.
2. Развитие речи.
Упр. 218 — устно разобрать, выполнить письменно. Подчеркнем, что после переделки — замены глаголов в форме 1-го лица на глаголы в форме 2-го лица — характер повествования становится более обобщенным, читатель словно участвует в описываемых событиях.
Упр. 219 — устно. Подчеркнем цель употребления автором художественного текста односоставных предложений (определенно-личных).
3. Работа с поэтическими текстами.
Задание. Записать в тетрадях строки из стихотворений — односоставные предложения — в два столбика. Слева — определенно-личные предложения, справа — неопределенно-личные.
1) ...И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
(А. С. Пушкин)
2) Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю!
(М. Ю. Лермонтов)
3) Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
(А. С. Пушкин)
4) Дни поздней осени бранят обыкновенно...
(А. С. Пушкин)
5) Не уходи, побудь со мною!
(А. Пойгин)
(Ответ: 2, 3, 6 — определенно-личные; 1, 4 — неопределенно-личные.)
IV. Подготовка к творческой работе
Упр. 220: читаем начало рассказа, даем несколько минут на подготовку и слушаем варианты продолжения: Подбираем предложения с обобщенным значением.
V. Занимательная лингвистика Игра «Аукцион пословиц».
Задание: назвать пословицы — односоставные предложения со значением обобщенного лица. Победит тот, кто последним назовет пословицу.
Можно усложнить задание: объяснить значение пословицы; назвать форму глагола-сказуемого.
Домашнее задание
§ 21, 22; упр. 220: продолжить рассказ.