Назывные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - ПОДЛЕЖАЩИМ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Назывные предложения - ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ - ПОДЛЕЖАЩИМ

Цель урока: дать понятие о назывные предложениях; показать их значение, сферу их употребления; развивать речевую культуру учеников.

Методические приемы: анализ сочинений, работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Анализ творческих работ

Читаем и анализируем 2-3 сочинения. Отметим те, в которых передано настроение картины Юона и подобраны стихотворения, рисующие средствами поэзии картину весны.


II. Проверка домашнего задания

Слушаем варианты ответов (упр. 240):

Начало рассказа «Зимним утром»

Воскресным зимним утром не хочется рано вставать. Проснувшись, лежишь в постели и следишь, как постепенно проникает в окно зимний рассвет. Постепенно светлеет, становится легко на душе. Думаешь: ну, хватит валяться!


Начало рассказа «Летний вечер»

Летним вечером хорошо посидеть у реки, посмотреть, как садится солнце, как тает оно, как меняет цвет. Тихо. Облака окрасило немыслимыми цветами. Интересно следить, как меняется на глазах форма и цвет облаков. Но вот смеркается...


Начало рассказа «Осень в лесу»

Осенью в лесу особенно хорошо. Воздух прозрачный, чистый. Еще тепло, но по утрам бывает прохладно. Осенняя свежесть бодрит, вливает новые силы. В ложбинках сыро, пахнет грибами, а на пригорках шуршат под ногами листья. Светло и радостно шагать по нарядному лесу.

Примечание. Отметить односоставные предложения, указать их тип.


III. Изучение темы «Назывные предложения»

1. Слово учителя.

Раз уж мы заговорили о пейзаже в живописи и в поэзии, попытались передать словами настроения, ощущения, которые вызывает у человека природа, обратимся к еще одному пейзажу, изображенному К. Д. Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное»:


Аллеи рек. Зеркальности озер.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка — страшный темный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.


Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.


Запишем стихотворение (учитель открывает записанное на доске стихотворение, ученики переписывают его в тетради) и отметим грамматические основы предложений.

— Чем выражены основы в большинстве предложений? (Подлежащими.)

— Какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении к «целому миру», «мельканью дней».)

2. Выполнение упражнений.

Упр. 241. Подчеркнем, что во всех предложениях выражается настоящее время.

3. Определение назывных предложений.

Самостоятельное изучение статьи учебника (с. 106-107), составление плана в форме вопросов. Например:

1) Что такое назывные предложения?

2) Какое время выражают назывные предложения?

3) В каких случаях назывные предложения приобретают указательное значение?

4) Где и с какой целью употребляются назывные предложения?

4. Тренировочные упражнения.

Упр. 242 — устно, «по цепочке».

Упр. 243 — разобрать устно, выполнить письменно. Не забыть сделать фонетический и морфологический разбор слов.

Упр. 244: написать небольшое сочинение, началом которого послужит один из данных вариантов. (Сочинение можно писать по вариантам или по выбору учеников.) Прочитаем, что получилось (по 1-2 человека от каждого варианта читают сочинения).


Домашнее задание.

§ 24, упр. 245 — письменно.






Для любых предложений по сайту: [email protected]