Повторение изученного. Лексика и фразеология - ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Поурочные разработки по Русскому языку 8 класс

Повторение изученного. Лексика и фразеология - ВВЕДЕНИЕ. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учеников по лексике и фразеологии, восстановить и закрепить основные понятия лексикологии.

Методические приемы: беседа по вопросам, сообщения учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа, лингвистическая игра.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Упр. 18 проверяется в классе у доски. Схемы рисуются на доске, примеры записываются под схемами:

1) суффиксальный: березка — береза, беловатый — белый, дуб — дубок (окончание нулевое);

2) приставочный (окончание не отмечено, значит, это может быть только наречие, так как деепричастия не образуются приставочным способом): нелегко — легко, наверх — верх;

3) приставочно-суффиксальный. подоконник — окно, загородный — город;

4) сложение: златоглавый, глазомер;

5) сложение: корнеплод, кашевар;

6) сложение с одновременным присоединением суффикса: чистоплотный, сладкоежка.

2. Упр. 20 — взаимопроверка; формулировка правила правописания приставок пре- и при- — вслух.

3. Упр. 23 — взаимопроверка; выборочная проверка у доски (трудные случаи).


II. Повторение темы «Лексика и фразеология»

1. Теоретические вопросы:

— Что такое лексика?

— Что изучает лексикология?

— Какие лексические разряды слов вы знаете? (Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, устаревшие слова, неологизмы. В сильных классах ученики знают, что такое паронимы, омофоны, омографы, диалектизмы, профессионализмы.)

— На какие группы делятся устаревшие слова? (Архаизмы — устаревшие слова, вышедшие из общего употребления, обозначающие существующие понятия; применяются в поэтической речи: очи (глаза), ланиты — (щёки), чело (лоб). Историзмы — слова, обозначающие устаревшие понятия, отсутствующие в современном языке: конка (трамвай на конной тяге), ямщик (возница, кучер на ямских, почтовых лошадях), рядчик (наниматель рабочих).)

— Что такое фразеологизм?

На какие группы делятся фразеологизмы? (Книжные: датьслово, честь имею, держать ответ; разговорные: совать нос, набить карман, подложить свинью.)

2. Сообщения учеников о лексических разрядах слов.

3. Практические задания:

1) Упр. 24 — устно.

2) Определение лексического значения слов, многозначности — упр. 25. Можно дать задание по вариантам: каждому ряду (или варианту) — подготовить одно из трех заданий упражнения на 3-4 минуты, после чего проверить в классе.

I часть. Слова, употребленные в переносном значении: ушла, глубокое (молчание), царствовало.

II часть. Лексические значения: загорелись — здесь: ярко расцвели; озябли — замерзли; лепечут — здесь: шелестят.

III часть. Идет — 1) выражение согласия; 2) выражение соответствия, гармоничности; 3) выражение протяженности; 4) выражение движения; 5) выражение стремления.

Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются многозначными. Например, свежий — чистый (снег), яркий (цвет), бодрый (человек), последний (репортаж, материал в газете); оставить — лишить чего-нибудь (оставить без работы), удалиться, уйти (оставить пост), поделиться чем-либо (оставить кусочек торта сестре), прекратить, перестать (Ах, оставьте!).)

3) Закрепление понятия о неологизмах.

Упр. 27: на выполнение задания 2-3 минуты, после чего обсуждаем примеры в классе и записываем лучшие. (Примеры слов, появившихся в языке в последние годы: саммит, спонсор, дискета, хакер, сканер. Примеры предложений: Спонсор — лицо или организация, финансирующее какое-либо мероприятие как с целью его поддержки, так и с целью саморекламы. Хакер — это человек, хорошо знакомый с компьютерными технологиями, он незаконно «взламывает» системы защиты секретных данных, иногда просто для «развлечения». Сканер считывает изображение и переводит его в память ЭВМ.)

4) Закрепление понятия о синонимах.

Упр. 29 (устно; обратить внимание на стилистическую окраску слов), 30 (устно ответить на вопросы, записать предложения или словосочетания).

5) Закрепление понятия о фразеологической системе языка

Упр. 31 (устно). Упр. 34 разобрать в классе, после чего выполнить письменно.

Упр. 32 выполнить письменно по вариантам (по 4 предложения) с последующей взаимопроверкой и обсуждением в классе.


III. Словарная работа

Записать слово в рамке: деликатный; определить с помощью словаря его лексическое значение, выяснить его происхождение; подобрать к слову синонимы и антонимы.


IV. Занимательная лингвистика.

Игра «Кто больше?» (3-5 мин).

Приведите примеры фразеологизмов (красной нитью, играть роль, медвежья услуга, крокодиловы слезы, подводные камни и т. д.). За каждый правильный ответ дается фишка (можно просто нарезать цветную бумагу). Выигрывает тот, кто назвал больше фразеологизмов.


Домашнее задание

1. Повторить тему «Морфология», подготовить вопросы по теме.

2. Упр. 28, 33.






Для любых предложений по сайту: [email protected]